Как ПКСК потрудились за лето, и готовы ли к отопительному сезону?

С 1 июля, на основании решения городского маслихата, все кооперативы подняли тариф на содержание общедомового имущества. И если ранее невозможность выполнить какую-либо работу в ПКСК мотивировали недостаточностью или отсутствием средств, то сейчас ситуация должна поменяться. 

Так ли это, выяснили, побывав в нескольких ПКСК. Попутно поинтересовались и тем, как в кооперативах готовились к отопительному сезону.

«ЖИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ»

– Сейчас наш тариф составляет 57,9 тенге с квадратного метра, а до этого был 40 тенге. Конечно, проблем стало поменьше, потому что появились финансовые рычаги для их решения, – рассказывает Марат Кожепьянов, который с декабря прошлого года является управляющим ПКСК «Салтанат». Территория этого кооператива – это дома по Горняков, Горького, Ленина, Парковой. «Салтанат» обслуживает 43 дома.

В этом году в «Салтанат» занялись кронированием деревьев, стволовой опиловкой. Жители одобряют. Потому как немало деревьев представляют собой угрозу – могут упасть на машины, или, не дай бог, на человека, на детей.

Хорошая работа проведена по ремонту входных групп у подъездов: покрасили домофонные двери (хотя это делается при текущем ремонте подъезда), привели в порядок крыльцо, поручни. Уже охватили 21 подъезд, до конца сезона хотят успеть отремонтировать еще с десяток.

Занялись ремонтом подвалов. Они в запущенном состоянии. Собранный оттуда мусор самостоятельно (у кооператива есть собственное грузовое авто) вывозят на полигон, заключили договор с ТОО «L-Trading».

Говоря о сотрудниках ПКСК, управляющий не умаляет и роли жителей, которые добросовестно оплачивают услуги. Конечно, есть и злостные неплательщики, куда ж без них. На сегодня долг населения перед ПКСК составляет 27 миллионов тенге (!). И с повышением тарифа ситуация усугубилась: долги злостных неплательщиков стали нарастать как снежный ком. С должниками работают при помощи юриста, оформляют нотариальные подписи и взыскивают долги через суд. Но это долгий процесс. Да и не шибко эффективный: взыскиваемость составляет не более 30 процентов от общего количества должников. Но в «Салтанат» им идут навстречу.

– Предлагаем должникам, а среди них много неработающих граждан, маргиналов, выпивох, которым жилье досталось в наследство, работать у нас дворниками. Заработал, допустим, 3000-5000 тенге в смену, мы их списали. Но они несколько дней поработают и пропадают, через месяц принимаем снова, даже на такие условия идем. И некоторые соглашаются на наше предложение, приходят, работают, – говорит управляющий «Салтанат».

«Экономить народные деньги» – такова политика Марата Кожепьянова.

– Каждую расходную часть фиксируем, передаем для ознакомления жителям. Работаем открыто, по-честному. Люди это заметили. Хвалят нас – плотников, дворников, электриков, сантехников. Даже было несколько случаев, когда злостные неплательщики, заметив работу ПКСК, начали оплачивать наши услуги. Особых жалоб или проблем от людей не поступает. Единичные случаи бывают, но стараемся исправить, на конфронтацию с жителями не идем. Я работникам говорю: «В магазине клиент всегда прав, так и у нас: житель всегда прав». Мы же от жителей зависим, зарплату от них получаем, материальные ценности, – рассказывает Марат Кожепьянов.

Подготовку к отопительному сезону в «Салтанат» начали сразу, как отключили отопление. Меняли задвижки, трубы. Опрессовку во всех 43 домах сделали еще в начале июня, так как знали, что в районе пройдут ремонтные работы. Паспорт готовности к работе в зимний период ПКСК получил 19 августа – одним из первых в городе.

– Готовы вступить в отопительный сезон. Конечно, возможны непредвиденные ситуации, но готовы их оперативно ликвидировать. Работают дежурный диспетчер и дежурный сантехник, производим ежесменный осмотр канализационных труб, – отметил Марат Кожепьянов.

«ВСЁ ВЫПОЛНЯЕМ БЕСПЛАТНО»

Словами председателя ПКСК «Шанырак» Галины Гребенюк журналист был удивлен, если не сказать поражен. А вот почему.

– Новый тариф дал нам очень много возможностей. Сейчас всё выполняем бесплатно: крыши (мягкую, железобетонную кровлю) делаем за счет ПКСК, расшивку швов (10 погонных метров), ремонт подъездов, ставим пластиковые окна в подъезды, меняем стояки отопления, холодной, горячей воды по возможности, если в аварийном состоянии, то бесплатно, если по желанию жителей, то платят только за работу. Делаем кронирование, обрезку деревьев, – рассказала Галина Гребенюк.

Уточняем про ремонт крыш: ПКСК ремонтирует определенную квадратуру кровли?

– Нет, полностью крышу. Пока меняем поквартирно, там, откуда поступают жалобы. К примеру, в доме №3 по 50 лет Октября над одной из квартир прохудилась кровля. Сделали за счет ПКСК, это обошлось в 150-170 тысяч тенге. Жильцы не понесли никаких затрат. А раньше делали так. По стояку жители собирали деньги – на материал и за работу, ПКСК в это не вмешивалось. Считаю, что если такой тариф, то ПКСК просто обязан это всё выполнять, – добавляет председатель.

За зимний период в четырех домах полностью поменяли канализацию, а это обошлось в сумму свыше миллиона тенге.

С 1 июля 2022 года тариф в «Шанырак» был 55 тенге с квадратного метра, с 1 июня нынешнего года он стал 68 тенге.

«Шанырак» – кооператив небольшой, на обслуживании 18 домов от улицы 50 лет Октября до И. Франко. Но и здесь есть должники. На настоящий момент долг перед ПКСК составляет порядка пяти миллионов тенге. Он уменьшается после направления претензий, когда люди вспоминают, что надо заплатить в ПКСК.

– Год работаю здесь председателем, и отмечу, что ежемесячно хорошо идут платежи, нам достаточно средств, – пояснила председатель.

Когда мы разговаривали с Галиной Гребенюк, работники ПКСК раскидывали грунт по палисадникам, чтобы жители высаживали цветы. Это тоже вызывает удивление (хотя ничего выдающегося здесь нет и не должно быть) на фоне тех ПКСК, во дворах которых палисадников не существует уже долгие годы, они вымерли. Что уж говорить о палисадниках, в некоторых кооперативах и лавочки не допросишься.

К отопительному сезону начали готовиться с мая. Поменяли много трубы (в некоторых домах еще стояло железо), кранов, врезок, стояков в подвалах.

– На данный момент заполнены все дома, стоят под давлением. Ждем команды от ТОО «Рудненские тепловые сети», и готовы подать тепло жителям, – заключила Галина Гребенюк.

«МОЛОДЫЕ» ДОМА ТРЕБУЮТ НЕ МЕНЬШЕ ВНИМАНИЯ, ЧЕМ СТАРОЖИЛЫ

КСП «Золотой луч» обслуживает, пожалуй, самые новые дома (не считая новостроек в 39-м квартале): 1978, 1989 и 1992 годов постройки. В прошлом году тариф был 55 и 58 тенге с квадратного метра, в зависимости от даты ввода дома в эксплуатацию. А в этом году тариф составляет 64,05 и 68,05 тенге. Обслуживает «Золотой луч» шесть домов, один из которых 18-подъездный – по Сандригайло, 72 и требует к себе повышенного внимания.

– Кардинальной разницы в работе с увеличением тарифа не ощутили. Ведь с повышением тарифа выросли и цены на все материалы. Да, стало полегче работать, хоть и небольшая, но копеечка увеличилась. И по возможности используем всё в полном объеме. Самый напряженный период нашей работы приходится с апреля по первую декаду ноября. В это время стараемся отремонтировать максимальное количество подъездов: девять уже сделали, десятый в процессе. Сюда входит шпаклевка, покраска окон, дверей, панелей. На замену окон и дверей денег пока не хватает. По возможности производим остекление. Подъезды положено ремонтировать каждые пять-шесть лет, я работаю третий год, и на протяжении этого времени пытаемся все подъезды привести в порядок, – рассказывает председатель КСП «Золотой луч» Валентина Рощина.

Очень важная часть работы – это подвалы. В этом году заменено 17 задвижек, в трех домах ликвидировали аварийные участки на розливах горячей и холодной воды, старые чугунные канализационные трубы меняли на полипропиленовые. Всё перечисленное делается за счет тарифа, дополнительными сборами ПКСК не занимается.

– Животрепещущая тема – наши крыши. Стараемся, изыскиваем средства на латочный ремонт за счет взносов в ПКСК. Потому что жильцы крышу своей собственностью не считают, полагая, что ремонт должны производить собственники той квартиры, над которой крыша течет, – пояснила Валентина Рощина.

Вопрос: дома относительно большинства других в городе можно назвать молодыми, неужели крыши здесь уже износились?

– Солнце, мороз, дождь – всё это очень сильно влияет на состояние кровли. Плюс в свое время жильцы очень хорошо «поработали» над крышами, устанавливая спутниковые тарелки. Сейчас тарелок уже нет, а дырки от них остались и приносят массу проблем, – говорит председатель.

К началу отопительного сезона латочный ремонт кровли осталось произвести по четырем заявкам, то есть жителям четырех квартир. В ближайшее время работы произведут, подрядчик есть, материал тоже в наличии.

Проблема возникла с железнением входов в подъезды. Сложно найти тех, кто возьмется за такую работу. Один подрядчик согласился, а потом пропал. Сейчас в ПКСК намерены справиться собственными силами.

Самая большая проблема – долги населения. Есть жильцы, задолженность которых составляет 200-300 тысяч тенге. ПКСК подал в суд, но даже по решению суда они не выплачиваются. На сегодня жители задолжали за услуги кооператива четыре миллиона тенге.

К отопительному сезону «Золотой луч» готов на 100 процентов. Все необходимые работы проведены. Прошлый отопительный сезон прошел без каких-либо проблем, сказался ремонт третьей очереди. На такой же результат ПКСК рассчитывает и в грядущий сезон.

Елена ВОРОНИНА,
фото Алексея ФРОЛОВА