Накануне старта учебного года состоялось традиционное августовское совещание работников образования Рудного

«Августовское совещание – это своего рода диалоговая площадка, которая дает возможность представителям педагогической общественности провести своеобразный отчет проделанной работы, поделиться опытом и мнениями, рассказать о достижениях и планах», – отметил аким города Куандык Испергенов, открывая совещание.

В работе конференции, она прошла в актовом зале акимата, приняли участие руководители организаций образования, педагоги школ, детских садов, внешкольных организаций, представители СМИ.

С докладом о развитии системы образования Рудного выступил руководитель отдела образования Темурхан Жайлибаев. Приводим выдержки из его выступления.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕТСАДОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Система лицензирования детских садов действовала в Казахстане до 2011 года и была отменена с целью быстрого увеличения охвата дошкольным образованием, в том числе и за счет частного сектора.

Сейчас ситуация иная. Охват детскими садами значительно вырос, республиканский показатель составляет 99 процентов, по городу – 94,1 процента.

Анализ ситуации по укомплектованию детских садов и мини-центров показал профицит мест для детей в возрасте от трех до шести лет. На конец учебного года он составил 243 места. Поэтому отделом образования для полного укомплектования данных возрастных групп в детских садах было принято решение о закрытии мини-центров на базе четырех школ (в школе-лицее №4, начальной школе №9, школах №13 и 18).

Иная ситуация обстоит с возрастной категорией детей до трех лет, здесь по-прежнему сохраняется дефицит мест, он составляет 1450 человек. Именно потому доступность дошкольного образования для детей до трех лет является одной из приоритетных задач, и в гороо надеются, что строительство новых детских садов в городе, запланированное на ближайшие два года, позволит решить данную проблему.

Что касается процедуры лицензирования дошкольных организаций. С 2024 года начнется поэтапное лицензирование детских садов. Известно, что планируется работа по усилению требований к их деятельности по пяти основным направлениям.

► Проведение аттестации всех детских садов, во время которой проверяются условия и качество их работы;

► Усиление требований к размещению госзаказа в детских садах;

► Повышение кадрового потенциала работников дошкольных учреждений. Улучшение качества подготовки в колледжах и вузах;

► Обновление содержания программ в рамках новой модели дошкольного образования;

► В Министерстве просвещения рассчитывают на поддержку депутатов, общественности и госорганов в этом вопросе.

С 2021 года возобновлена государственная аттестация детских садов. По итогам прошлого учебного года ясли-сад №14 прошел на «отлично» данную процедуру. В декабре текущего года планируется аттестация ясли-садов №2 и №9, руководителям которых необходимо принять исчерпывающие меры для успешной подготовки и прохождения госаттестации.

В ШКОЛАХ – ОБНОВЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

В среднем образовании акцент будет сделан на формирование предметных  знаний, развитие у школьников метапредметных навыков (метапредметность подразумевает освоение ребенком универсальных учебных действий, позволяющих самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями), раннюю профилизацию, формирование культуры инклюзивной среды.

Новый учебный год школы начнут по обновленным учебным планам.

Материально-техническая база – залог качества образования, поэтому в образовательном пространстве так важно решить, прежде всего, инфраструктурные вопросы. На проведение ремонтных работ и укрепление МТБ в этом году затрачено порядка 132 миллионов тенге.

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ СНИЖАЕТСЯ

Проблемными вопросами в образовательном пространстве города сегодня являются дефицит кадров и снижение качественного состава педагогов. Наибольшее количество вакансий наблюдается по таким предметам, как: начальные классы, математика, английский язык, русский язык в школах с русским языком обучения, информатика.

За счет внутренних кадровых ресурсов школы обеспечат преподавание предметов рабочего учебного плана, но увеличение нагрузки учителей, как правило, снижает качество преподавания и является одним из факторов профессионального выгорания.

Положительным моментом в решении кадровой проблемы является ранняя профориентация на педагогические специальности. В этом направлении отмечено активное участие школы-гимназии №7 имени Беимбета Майлина в областном эксперименте «Педагогом я бы стал…». Участие в эксперименте позволяет учащимся осмыслить профессиональный выбор, свою готовность к профессии учителя, пройти профессиональные пробы.

Еще одним проблемным вопросом кадрового ресурса является снижение качественного состава педагогов. На сегодня данный показатель составляет 53,1 процента против прошлогоднего 54,7 процента. Изменение шкалы проходных баллов при прохождении национального квалификационного тестирования показало, что 30 процентов педагогов набрали баллы ниже заявленной категории и не смогли подтвердить имеющуюся категорию.

Согласно изменениям, внесенным в законы «Об  образовании» и «О статусе педагога», курсы повышения квалификации педагоги должны проходить не раз в пять лет, а не реже одного раза в три года.

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ВСЕХ УРОВНЯХ

За последние пять лет в городе увеличился контингент детей с государственным языком обучения. В этом году открыты классы с казахским языком обучения в школе-лицее №4 и в общеобразовательной школе №12, увеличено количество классов-комплектов в школе №14 имени Дмитрия Карбышева и в школе №18.

Особое место в создании условий для детей с особыми образовательными потребностями является функционирование кабинета поддержки инклюзии на базе школы №17. Несмотря на небольшой период деятельности (кабинет открылся в конце 2020 года), коллектив школы показал высокую результативность работы, заняв первое место в областном конкурсе кабинетов поддержки инклюзии и став победителем международного конкурса проектов по формированию у обучающихся инклюзивной культуры.

К началу нынешнего учебного года открывается второй кабинет поддержки инклюзии – на казахском языке обучения на базе общеобразовательной школы №19.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ

В этом году еще одной мерой поддержки школьников стало выделение материальной помощи в размере не ниже величины прожиточного минимума для приобретения одежды, обуви, школьно-письменных принадлежностей. В настоящее время эта работа проводится организациями образования.

Помимо выделяемых средств из фонда всеобуча, ежегодно перед началом учебного года проходит акция «Дорога в школу». Общая сумма спонсорской помощи по городу составила в этом году шесть миллионов 790 тысяч тенге.

«БОКОВОЙ» ВХОД В ПРОФЕССИЮ. КАК ЭТО?

На совещании присутствовала руководитель методического кабинета Управления образования Татьяна Набатникова, она отметила, что педагоги Рудного, по большому счету, составляют кадровый потенциал системы образования области, они идут в авангарде всех инноваций.

– Как и каждый учебный год, нынешний тоже ознаменован изменениями. Остановлюсь на тех, на которых руководителям организаций образования необходимо акцентировать внимание. Этот год начинаем с новыми типовыми учебными планами, важно правильно распределить часовую нагрузку, чтобы ТУПы мягко легли в образовательный процесс. Сейчас Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина разрабатывает новые учебные программы. Поэтому педагогам-предметникам придется перестроиться еще и в плане содержания учебных предметов. Необходимо предусмотреть, чтобы в вашей организации образования не было ни одного педагога, который бы в последние три года не повысил свою квалификацию.  Наблюдаю, что в Рудном очень большой процент вакансий. Может, стоит обратить внимание на процедуру «бокового» входа в профессию? Речь идет о курсах переподготовки для лиц, не имеющих педагогического образования. Курсы переподготовки в Костанайском региональном университете имени Ахмета Байтурсынова уже утвердили, имеется несколько образовательных программ, по которым желающие стать учителем могут обучиться.

И еще одно новшество, о котором рассказала Татьяна Набатникова. С нынешнего учебного года внедрены руководства по обеспечению системы качества образования, разработанные Комитетом по контролю в сфере образования Министерства просвещения.

– Что нас ждёт? Руководителем Управления образования области дано поручение каждой организации образования разработать свою модель управления и концепцию развития. Настало время, когда нужно уходить от общих подходов, у каждой школы есть своя индивидуальность, должен быть свой бренд, направление, которое успешно реализуется. Уже на осенних каникулах руководитель каждой организации образования должен передать в городской отдел образования концепцию по развитию школы, а на зимних каникулах представители Управления образования будут выезжать в районы и города области, чтобы заслушать руководителей организаций образования на этот счет, – пояснила руководитель методического кабинета Управления образования.

В ХОДЕ АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГАМ ГОРОДА ВРУЧЕНЫ НАГРАДЫ.

Почетный работник образования

  • Ольга Нуштаева (городской отдел образования)

Почетный работник дошкольного образования

  • Ольга Костенко (детский сад №12)

Почетная грамота Министерства образования и науки

  • Наталья Борисова (начальная школа №9)

Благодарственное письмо Министерства образования и науки

  • Алеся Важницына (школа-лицей №4)

Грамота акима Костанайской области

  • Нина Проводина (ясли-сад №5)

Грамота акима Рудного

  • Нургуль Досанова (школа №1)
  • Гульнар Туртбаева (школа №3)
  • Багдагул Ошанова (школа №15
  • Елена Ленкова (гимназия №21)
  • Галина Подукова (школа №14 имени Дмитрия Карбышева)

Ряд педагогов отмечен грамотами Управления образования, городского отдела образования, локального профсоюза работников организаций  образования и науки Костанайской области.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото автора,

Марины КОЛЧАНОВОЙ