Намерение ТОО «Табыс-2020» поднять планку обслуживания жилых домов до уровня столицы не увенчалось успехом

И даже более того: жители арендных домов, за техническое обслуживание которых ТОО «Табыс-2020» взялось в апреле этого года, остались крайне недовольны работой товарищества. Отопительный сезон не за горами, а в домах никакой подготовительной работы не проводилось. Руководство «Табыс-2020» в начале августа уведомило жителей о прекращении обслуживания в связи с отсутствием финансирования.

Как обстоят дела в домах, неожиданно оставшихся без техобслуживания, мы выяснили, встретившись с жителями девятиэтажного дома по Парковой, 102 (бывшее малосемейное общежитие).

Первой высказалась Надежда Предейна:

– Когда дом стала обслуживать новая фирма, руководитель пришел к нам, сказал: буду работать. Мы, у кого квартиры уже приватизированы, заключили с ними договор. Я, например, заплатила за техобслуживание по октябрь. По июль, считайте, серьезной работы мы не видели с их стороны. Только на входную дверь в подъезд замок с кодом установили. А уборщицу мы за все время один раз видели, нам говорили, что средств на уборку подъездов нет. И никто не убирал, сами подметали, мыли. Переплату мне никто не возвратил, до сих пор рассматривают мое заявление. А теперь что мы имеем? На лестничных клетках развелась грязь, мусоропровод забился. Пришлось собирать деньги и за свой счет его прочищать. Потому что ТОО «Табыс-2020» не справилось со своей работой, не получилось у них. Нам нужна новая обслуживающая организация. Раньше с нами работал «Спутник», на него мы не жалуемся: свою работу они делали, бывали неполадки, конечно, но за всеми людьми не уследишь, тем более в малосемейке. Но у нас было чисто, мусоропровод не был забит. К слову, мусор к нашему подъезду несут жители близлежащих домов, каждый день с ними ругаемся, но толку нет. Мы их спрашиваем: почему сюда выбрасываете свой мусор? Отвечают: «У вас же здесь свалка». Ну, какая свалка? Это же наш дом, здесь люди живут, дети, старики. И мы хотим, чтобы у нас чистота была, как раньше. «Спутник» нас устраивал вполне.

В числе инициативных жильцов Парковой, 102 Зауре Якупова, она одной из первых заселилась в этот отреставрированный дом в 2009 году, всех жильцов знает в лицо, как постоянных, так и квартиросъемщиков. Женщина взялась за непростое дело – собирать с жителей деньги, чтобы навести в доме порядок, пока не появится новая обслуживающая организация.

– Собирали по 500 тенге с квартиры. В доме – 144 квартиры, сдали только 44. Я ответственна за эти деньги. 8000 тенге из собранной суммы заплатила за очистку мусоропровода. Одна женщина согласилась сделать генеральную уборку в подъезде, но на это нужно 40 или 60 тысяч тенге. Не знаю, когда соберем столько, и соберем ли вообще. А нам надоело жить в такой атмосфере. Участковый вообще не приходит, на обращения наши не реагирует, на общем собрании в начале августа был, но ни слова не сказал. А ведь в доме разные люди живут – распивают алкоголь, употребляют наркотики, компании разные собираются. Потому что большинство квартир сдаются в аренду, если бы жили хозяева, они бы так не относились к дому. А мы, и я в том числе, – арендаторы, но всей душой болеем за свой дом. Дом у нас хороший, теплый, только следить за ним нужно, чистоту соблюдать, – говорит Зауре Якупова.

В разговор вмешалась еще одна жительница Парковой, 102 Гульжихан Альпина:

– У нас мыши появились, крысы даже бегали, тараканы развелись. В июне у нас прорвало трубу, людей затопило. Вызвали руководителя «Табыс-2020». Тогда он и приехал первый раз в наш дом, представился, а до этого мы его и в глаза не видели, всегда разговаривали с менеджером Екатериной. Постоянно у нее спрашивали: когда будут убирать лестничные пролёты? На своих площадках сами моем. Но нас только завтраками кормили. К отопительному сезону ничего не сделано, промывки в доме не было. Мы не знаем, как дальше жить будем.

В начале августа во дворе дома состоялось собрание с участием жителей Парковой, 102 и руководства ТОО «Табыс-2020», присутствовал и руководитель городского отдела ЖКХ – заказчик работ по техобслуживанию.

– Собрание это мы, можно сказать, выпросили у «Табыс-2020». Итемгенов (руководитель городского отдела ЖКХ – Примечание автора) сказал: дайте «Табыс-2020» еще один шанс. Мы согласились, и дали ему время до 15 августа решить проблемы нашего дома. А через два дня после собрания Екатерина отправила в WhatsApp-чат сообщение, что «Табыс» расторгает с нами договор на техобслуживание. И с тех пор от фирмы никаких пояснений больше не было. Зато пришло уведомление о том, что на 1 августа я должна 1400 тенге, а куда и кому платить, не знаю, ведь «Табыс» расторг с нами договор, – рассказывает о наболевшем Гульжихан Альпина.

Гульжихан Альпина также добавила, что на собрании от менеджера ТОО «Табыс-2020» в ответ на жалобы жителей прозвучала фраза, что на техобслуживание их дома было затрачено два миллиона тенге.

– Мы спросили: а что вы сделали на эти деньги? Конкретного ответа не прозвучало. Мы не знаем, какие работы имелись в виду: уборщица подъезда приходила один раз за всё время, да кодовый замок на входную дверь установили, – говорит Гульжихан Альпина.

Выслушав справедливые, а не заоблачные претензии жителей Парковой, 102, поинтересовались их мнением: как решить проблему с техобслуживанием дома?

– Пусть наш дом отдадут назад «Спутнику», больше нам ничего не надо, – говорит Гульжихан Альпина.

Зауре Якупова добавляет:

– Во-первых, думаю, что должна быть комиссия от ЖКХ, которая будет проверять: хорошо ли обслуживается арендный дом. Надо как-то воздействовать на квартиросъемщиков, которым абсолютно всё равно, что происходит с домом.

В череде высказываний о несостоятельности «Табыс-2020» жители упомянули и о конкурентной борьбе между двумя обслуживающими организациями – ТОО «Табыс-2020» и ТОО «Спутник-2012», последнее продолжает обслуживать лифт по Парковой, 102.

– Мы заметили: когда «Табыс» обслуживал наш дом, лифт работал через день, люди часто застревали в лифте, а как только фирма отказалась от нас, лифт перестал ломаться. Почему так было? Считаю, что специально так делали, конкуренция так проявлялась между двумя фирмами, – рассказала Зауре Якупова.

Ситуацию с обслуживанием арендных домов прокомментировал руководитель городского отдела ЖКХ Юрий Итемгенов. Для начала – предыстория.

До этого года 12 арендных домов, которые находятся на балансе отдела ЖКХ, обслуживало ТОО «Спутник-2012», которому выплачивались финансовые средства из местного бюджета. Произошли изменения в законодательстве, и услуги по техническому обслуживанию арендных домов были переданы в конкурентную среду. Другими словами, в конкурсе госзакупок в этом году принимало участие не только ТОО «Спутник-2012», но и другие компании, на равных правах. По результатам конкурса организацией, которая должна заниматься техническим обслуживанием арендных домов, признано ТОО «Табыс-2020».

Как отметил Юрий Итемгенов журналисту «Рудненского рабочего» в апреле, основную роль в конкурсе сыграла цена, которую предложило ТОО «Табыс-2020»: как известно, кто предлагает меньшую цену, тот и выигрывает – простое правило госзакупок.

– На конкурс по техническому обслуживанию арендных домов заявляли 15,4 миллиона тенге. Цена поставщика, который выиграл конкурс, – 8,9 миллиона тенге. То есть практически цена была скинута в два раза. Договор заключили в начале апреля. Но, как оказалось, подрядчик не справился со своими обязанностями. Первые жалобы на него в отдел ЖКХ начали поступать уже в мае, в основном, по уборке мусора, внутреннему содержанию дома. Какие-то работы производились, но делались они из-под палки. Работ по содержанию всех арендных домов было произведено на общую сумму порядка двух миллионов тенге, они выплачивались по факту совершения тех или иных работ.

С жителями Парковой, 102 решено было дать время подрядчику исправиться до 15 августа. Но ничего не изменилось. После этого сам подрядчик направил в отдел ЖКХ письмо о том, что не может справиться с обязанностями по договору. В настоящее время договор с ним находится в стадии расторжения. После чего нами будет объявлен новый конкурс на содержание арендных домов. Процедура затянулась по техническим проблемам, возникшим на портале госзакупок.

Если техническая проблема решится в ближайшие дни, то тут же будет объявлен новый конкурс на обслуживание арендных домов. Эта процедура завершится, по подсчетам отдела ЖКХ, в течение двух недель.

– Надеемся, что до 15-20 сентября удастся заключить договор. Впереди – отопительный сезон, арендные дома нужно готовить к зиме, – пояснил Юрий Итемгенов.

Мы поинтересовались: на стадии заключения договора отдел ЖКХ мог каким-то образом выяснить или проверить, способен ли подрядчик оказывать услуги по техобслуживанию домов?

– Это процедура государственных закупок. Если к подрядчику будут предъявляться со стороны заказчика какие-то отдельные требования, он вправе написать на заказчика жалобу – за вмешательство в деятельность частного предпринимателя. И с такой ситуацией сталкиваемся не только мы, но и другие госучреждения по стране, – ответил Юрий Итемгенов.

Он добавил, что после расторжения договора с ТОО «Табыс-2020» на компанию будут поданы документы в суд о признании данного потенциального поставщика недобросовестным. Если суд признает «Табыс-2020» таковым, то ТОО будет закрыт доступ к участию в конкурсе госзакупок на два года.

А пока обслуживающей организации не имеется, заявки, поступающие от жителей арендных домов, стараются отрабатывать силами организаций города, привлекают, в частности, и ТОО «Спутник-2012». Это делается на безвозмездной основе, в рамках поддержки.

Мы попросили прокомментировать положение дел с арендными домами директора ТОО «Табыс-2020» Ербола Беккалиева. Поначалу он согласился дать пояснения, а потом отказался. Что ж, заставить не можем.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото Марины КОЛЧАНОВОЙ