Нина Тушина – единственная рудничанка, кто вышивает иконы крестиком

Еще школьницей Нина Александровна пристрастилась к вязанию крючком, а будучи в декрете, сама пряла и вязала пуховые шали, варежки на продажу – времена были непростые, а пособий тогда не было, вот и приходилось выкручиваться. И до сих пор, спустя 50 лет, она не расстается с вязанием, вдобавок к этому освоила и вышивание.

В Рудном Нина Тушина живет с 1959 года, с родителями приехала сюда из Горького. Всю жизнь отработала в горздраве бухгалтером (перед уходом на пенсию работала в отделе кадров психиатрической больницы). Даже когда в 1986 году на пять лет уехали с супругом на БАМ, и там опять устроилась в больницу.

Вышивание прочно вошло в жизнь нашей собеседницы с выходом на заслуженный отдых. Вышивание, конечно, сложнее вязания. Но оно увлекает, успокаивает.

– Первые шаги в вышивании делала с помощью племянницы, она показывала, как линуется канва, как цвета подбираются. Однажды, лет 13 назад,  родственница попросила вышить икону. Так и пошло. Иконы вышивать особенно сложно, там схема такая трудная, нужно посидеть, и посчитать, и цвета подобрать. Помню, принесла в багетную мастерскую первую икону, меня похвалили, сказали, что в Рудном иконы только бисером вышивают, а крестиком никто, кроме меня, – говорит Нина Александровна.

Когда Нина Тушина начинает вышивать икону, настроение приходит соответствующее. Все её иконы освящены в церкви: перед тем освятить икону, обязательно прослушает службу в храме.

– Икону начинаю вышивать с лица – сложно вышивать глаза, губы. Много раз нужно сменить нитки, потому оттенков тут море. Надо быть очень внимательным. Когда видишь лицо, потом уже легче вышивать, святой будто смотрит на тебя. Тяжело вышивается люрекс – запутывается, рвется, – рассказывает Нина Александровна.

Помимо внимательности, вышивальщице пригодится усидчивость.

– Если села за вышивку, то никто не должен мешать, порой до утра могу вышивать. Это затягивает: крестик за крестиком. На самую сложную вышивку уходит два месяца, – говорит Нина Александровна.

Мастерица показывает схему иконы Божьей Матери – она местами истончилась, потому как множество раз использовалась. Вышила такую икону Нина Александровна и для себя, она ей очень дорога. В её копилке есть и вышитая мечеть.

– Каждый крестик что-то значит: смотрю на схему и выбираю цвет ниток. А тут, видите, как всё мелко нарисовано, надо разобрать. Вышивание – работа кропотливая, – говорит Нина Александровна.

Много икон и картин вышила Нина Тушина, и мало какие из них хранятся дома – в основном, подарены родственникам, друзьям, знакомым, есть и те, которые отправлены в Германию, в Россию.

Последние несколько лет рукодельница не вышивает – перенесла операцию на глазах, и учит этому делу сноху. А вязать Нина Александровна продолжает – тапочки, варежки, следки, коврики для ванной, в общем, обвязывает родных и друзей. Этот процесс уже почти доведен до автоматизма: смотришь телевизор и вяжешь, коврик в ванную Нина Александровна может сделать за ночь.

– Вот такие черевички и у меня есть, и у мужа, и у всех родных, все ходят в моих тапочках. Они на кожаной подошве. А для этих беру обыкновенные стельки и обвязываю их. Следки вообще просто вяжутся, – рассказывает мастерица.

Кофты и кардиганы Нина Александровна вяжет из дорогих ниток (мохер, ангора), а для варежек и тапочек подходит пряжа и попроще. Есть шаль, которую связала из практичных и удобных ниток «Ирис».

Сменить увлечение Нина Александровна не планирует, тем более, что есть дача, куда уже совсем скоро придется бросить все силы и время, вязание отойдет на второй план.

Елена ВОРОНИНА,

фото Николая ЕЖЕЛЕВА