Жалобы от горожан в «Союз защиты прав потребителей Костанайской области» поступают ежедневно. Поводов множество. Кому-то не предоставили информацию на государственном языке, где-то был продан товар по цене, отличающейся от той, что указана на витрине, кто-то приобрел некачественную или просроченную продукцию и так далее.
– Наша цель – повысить правовую грамотность предпринимателей, – говорит председатель ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области», председатель Костанайского областного филиала Народной партии Казахстана Ольга Березуцкая. – На протяжении последних шести месяцев регулярно проводим такой мониторинг, как в Костанае, так и в Рудном.
Что Ольга Березуцкая подразумевает, говоря о повышении правовой грамотности предпринимателей?
– У входа в магазин, супермаркет в обязательном порядке должна размещаться информация относительного того, куда потребитель может обратиться, если его права были нарушены. Во-первых, там должна быть указана информация о Департаменте по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции, который находится в Костанае по адресу: улица Б. Майлина, 2/2, а также об организации, которая занимается защитой прав потребителей, по Костанайской области эту деятельность осуществляет наше общественное объединение. Потому что зачастую, при нарушении своих прав, потребитель, к сожалению, оказывается наедине с этой проблемой. В большинстве случаев потребитель просто опускает руки, и не решает ее. Далеко не каждый готов из-за разницы в цене в 100-200 тенге сражаться с магазином. А если у него перед глазами будет информация, куда можно обратиться за помощью, он позвонит, тут же получит консультацию и его потребительские права не будут нарушены, – говорит Ольга Березуцкая. Предельная торговая надбавка на социально значимые продовольственные товары не может превышать 15 процентов от закупочной цены. Как потребитель может определить размер надбавки, он же не знает, по какой стоимости был приобретен рис или масло подсолнечное?
– Приблизительная стоимость на социально значимые товары образована. Мы знаем, что литр подсолнечного масла стоит около 700 тенге. Если видим, что его стоимость на витрине свыше 1000 тенге, соответственно, потребитель должен понимать, что идет нарушение его прав, а именно – торговая надбавка более 15 процентов. В данном случае он может обратиться в Департамент по защите прав потребителей, который вносит акт предписания, привлекает предпринимателей к административной ответственности. По ряду статей идет предупреждение, но в случае повторных нарушений налагается штраф, – разъяснила Ольга Березуцкая.
Штраф Законом «О защите прав потребителей» предусмотрен и за неосвещение информации о товаре (работе, услуге), о продавце (изготовителе, исполнителе) на государственном языке. А статья 21 Закона «О языках в Республике Казахстан» гласит, что товарные ярлыки (этикетки) со специальными сведениями, маркировки, инструкции к товарам, производимым в Казахстане, должны содержать необходимую информацию на государственном и русском языках.
– У нас до сих пор половина ценников размещены на одном языке, чаще на русском, не говорю сейчас о данном супермаркете, это наблюдается по всей области, – подчеркивает Ольга Березуцкая.
При осуществлении мониторинга общественники смотрят и на маркировку импортных товаров, она обязательно должна быть, при этом содержать всю необходимую информацию на государственном языке.
– Если товар на витрине оформлен ярлыком по одной цене, а на кассе – по другой цене, это тоже является нарушением. В статье 24 Закона «О защите прав потребителей» четко указано, что цена на витрине должна соответствовать цене на кассе. И продавец не может продать товар по другой цене. Если сталкиваетесь с подобными ситуациями, идите навстречу потребителю, не нужно вызывать конфликт. Потому что нарушение статьи влечет административную ответственность до 30 МРП. Думаю, что оно того не стоит, – обращаясь к работникам супермаркета «Меркурий», акцентировала Ольга Березуцкая.
Нередко случается, что мы приобретаем испорченный товар, с такими жалобами тоже обращаются в «Союз защиты прав потребителей Костанайской области».
– Такие ситуации происходят со скоропортящимся товаром, например, с мясом. Но были обращения и об испорченных конфетах, в которых завелись черви. Они явно завелись, когда товар был еще в магазине. Товар должны продавать с таким условием, чтобы потребитель мог его использовать. Распространенный пример с творогом. У него срок годности очень короткий – от трех до пяти дней. И чаще всего в магазинах он продается уже с просроченным на день сроком годности, либо же этот срок истекает сегодня. Это нарушение, – говорит Ольга Березуцкая.
Возвращаясь к теме социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ), председатель «Союза защиты прав потребителей Костанайской области» отметила, что у потребителей сложилось недопонимание относительно того, какие продукты относятся к СЗПТ. Например, к перечню социально значимых товаров относится мука именно первого сорта, кефир и молоко 2,5 процентов жирности в мягкой упаковке, творог пяти-девяти процентов жирности. Если речь идет о мясе кур, то к СЗПТ относится бедренная и берцовая с прилегающей к ней мякотью, а не куриная грудка, например.
Ольга Березуцкая акцентирует:
– Мы не выходим с проверками в магазины, супермаркеты. Мы повышаем правовую грамотность предпринимателей и потребителей: раздаем памятки о правилах реализации социально значимой продукции, брошюры с выдержками из Закона «О защите прав потребителей». Говорим с предпринимателями и об ответственности, которая предусмотрена за нарушение закона.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
СТАТЬЯ 33-2 ЗАКОНА
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»:
«Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан: в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) размещать контактные данные (адрес и номер телефона) уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов».
СТАТЬЯ 26 ЗАКОНА
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»:
«Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на казахском и русском языках в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги)».
СТАТЬЯ 190 КОДЕКСА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ:
«Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, – влекут штраф на физических лиц в размере 10, на субъектов малого предпринимательства – в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП».
► Право вести фото- и видеосъемку в магазине потребителям гарантирует закон «О защите прав потребителей», на который можно ссылаться в случае незаконных запретов.
Также потребитель вправе ссылаться на фото-, видеофиксацию, как на средство доказывания факта приобретения товара, в случае отсутствия у потребителя документа, подтверждающего покупку. ◄
Елена ВОРОНИНА,
фото автора