Около 12000 заявок, в среднем, поступает в год от рудничан на Портал социальных услуг

В середине 2020 года на карте интернет-проектов Казахстана для социально уязвимых слоев населения появился Портал социальных услуг. Внедрение этой автоматизированной информационной системы произошло в рамках Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью.

Портал работает для всех регионов РК и будет поэтапно совершенствоваться до 2025 года. Основная задача веб-хаба – с одной стороны, предоставить право выбора спецуслуг без посредников, а с другой – дать возможность поставщикам специализированных товаров реализовать их точечно и тем, кому они действительно нужны. Как бонус – повышение цифровой грамотности пользователей портала.

Какие услуги могут получить люди с инвалидностью через Портал социальных услуг и активно ли им пользуются рудничане, рассказала руководитель городского отдела занятости и социальных программ Елена Скаредина:

– Для нас – работников отдела занятости и социальных программ – Портал социальных услуг очень удобен. Думаю, что и для лиц с инвалидностью тоже. Как им пользоваться? Человек с инвалидностью должен иметь актуальную электронно-цифровую подпись. Отмечу, что сотрудники помогают в ее получении на месте, в нашем отделе. Важный момент: дети на портале не регистрируются, за них это делают законные представители (родители, опекуны или попечители). Чем удобен портал? – Человек сам выбирает себе, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), то, что ему нужно. Раньше это делали мы, через конкурс госзакупок. И нередко возникали ситуации, что, допустим, кому-то не подходят те средства гигиены, которые мы заказали. Теперь человек волен сам выбрать те средства или услуги реабилитации, которые он хочет.

Как осуществляется процедура? Зарегистрировавшись на Портале соцуслуг, человек заказывает тот или иной товар. Отслеживать статус заказа можно в разделе портала «Заказы товаров». Товар доставляется работником «Казпочты», получатель его внимательно осматривает и если он удовлетворяет пожеланиям, ставит подпись, что принял товар. Только после этой процедуры предприятие-поставщик присылает в отдел занятости и соцпрограмм счет к оплате.

– Коррупционные риски исключились вместе с тем, как у нас отпала необходимость закупать те или иные товары для лиц с инвалидностью, участвовать в тендерах. Это чревато. Особенно, когда средства гигиены везут из Шымкента, и ты не знаешь, что тебе доставят. А сейчас люди сами заказывают то, что им подходит и в качестве которого они уверены, – добавила Елена Скаредина.

Если доставленный товар не устроил, можно ли его вернуть поставщику?

– Первоначально были проблемы. Так всегда происходит, когда внедряется что-то новое. Сейчас с «Казпочтой» всё отработано. Бывает, что даже через день после получения человек понимает, что товар его не устраивает и хочет поменять. Звонит поставщику и делает возврат. Причем возврат осуществляется не за счет человека, а за счет поставщика. Фирмы к этому готовы, – отвечает Елена Скаредина.

На Портале соцуслуг можно заказать не только средства гигиены, но и кресло-коляску, оформить путевку на санаторно-курортное лечение, подать заявку на услуги индивидуального помощника или специалиста жестового языка.

К слову о санаториях. Если раньше рудничанам предлагали только «Сосновый бор» или «Джайляу», то теперь они могут выбрать любой санаторий, зарегистрированный на портале (а их более 60), вне зависимости от того, в какой точке страны он находится. Проезд тоже оплачивается: в размере трех МРП (отдельно – на санаторно-курортное лечение и отдельно – на реабилитацию). Это сделано по решению местного представительного органа – городского маслихата.

Об изготовлении протезов. В Казахстане их изготавливают только в Петропавловске, в протезно-ортопедическом центре. Срок изготовления протеза – 45 дней. Чтобы сделать для детей ортопедическую обувь, специалисты центра приезжают в Рудный и делают замеры.

Елена Скаредина акцентирует внимание, что существует ограничение по стоимости товара или услуги, которые можно получить через Портал соцуслуг:

– Каждый год эта сумма меняется, в нынешнем она немного увеличилась в связи с ростом цен. Допустим, если человек хочет жить в номере класса люкс, то ему придется доплачивать недостающую сумму из личных средств. Такой же алгоритм действует и в случае с товарами или услугами.

– Возникают вопросы по кресло-коляскам. Есть дети, которым нужно, чтобы коляска была с держателем для головы и/или ног, рук. Но на портале представлены обыкновенные коляски, и сумма ограничена. А та коляска, которая необходима ребенку, стоит 1,2 миллиона тенге. Пока что мы не можем такую предоставить. В Министерство уже обратились с тем, чтобы решить данный вопрос, – продолжает руководитель городского отдела занятости и социальных программ.

Тем не менее, многим удается помочь. Так, для незрячих рудничан были приобретены говорящие ноутбуки, каждый стоит 545 тысяч тенге.

– В год затрачивается более 200 миллионов тенге, чтобы обеспечить лиц с инвалидностью необходимыми средствами реабилитации, – подчеркнула Елена Скаредина.

В Рудном проживают порядка 4200 лиц с инвалидностью. Но не всем, по объективным причинам, разрабатывают ИПР, соответственно, не все могут воспользоваться Порталом соцуслуг. Тех же, кто зарегистрирован на портале, в нашем городе насчитывается 2300. Ежегодно от них поступает на портал, в среднем, около 12000 заявок.

Первый год реализации портала, конечно, проблемы были: некоторым лицам с инвалидностью было сложно вникать в информационные технологии – регистрироваться на портале и прочее. Но сейчас процесс налажен.

– В настоящее время на Портале соцуслуг могут зарегистрироваться только лица с инвалидностью, но в последующем планируется, что через него мы будем работать и с получателями адресной социальной помощи. То есть соприкосновения со специалистами не будет, всё будет осуществляться онлайн, – заключила Елена Скаредина.

СКОЛЬКО РУДНИЧАН ПОЛЬЗУЕТСЯ
ПОРТАЛОМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ?

Средства гигиены, согласно ИПР, получают 1283 человека, технические и вспомогательные средства реабилитации используют 212 человек, кресло-коляску – 144 человека, тифлосредства – 304 человека, сурдосредства – 128 человек, протезы – 675 человек.

Услугами специалиста жестового языка пользуются 48 человек, индивидуального помощника – 116 человек. Санаторно-курортное лечение получает 241 человек.

По работе с Порталом социальных услуг можно проконсультироваться по номеру контакт-центра поддержки 1414 звонок бесплатный).

Получить ответы на все вопросы по работе портала можно с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.30 без перерыва, за исключением выходных и праздничных дней. Непосредственно на самом сайте действует раздел «Часто задаваемые вопросы», а в разделе «Поддержка» выложены подробные инструкции, как для пользователей, так и для поставщиков.

Елена ВОРОНИНА,

газета «Рудненский рабочий»

фото Марины КОЛЧАНОВОЙ