Отключения водоснабжения связаны с ремонтом первого водоподъема, который дает воду на весь Рудный

Этим летом рудничане испытывают большие неудобства из-за масштабных ремонтов теплосетей – горячей воды нет практически во всем городе. Наряду с этим много жалоб поступает и по поводу водоснабжения, качества питьевой воды. Какие аргументы на этот счет имеются у ТОО «Рудненский водоканал», узнали в ходе брифинга.

На вопросы журналистов отвечала начальник планово-экономического отдела ТОО «Рудненский водоканал» Ирина Воропаева.

ИСТОРИЯ О НЕДОБРОСОВЕСТНОМ ПОДРЯДЧИКЕ

Первый вопрос касался водоснабжения поселка Горняцкий. В ходе недавней встречи акима поселка с населением жители подняли вопрос о холодной воде: в летнее время она практически не доходит до верхних этажей, люди этим уже свыклись, но все же хочется жить по-человечески. Что предпринимается ТОО «Рудненский водоканал» для решения этой проблемы?

– Поселок Горняцкий – это наша больная тема. Горняцкий запитан от насосной станции пятого водоподъема, на пятый водоподъем приходят два водовода: один – с четвертого на пятый, и один – от улицы 50 лет Октября до пятого водоподъема. Оба эти водовода в аварийном состоянии. Кроме того, водовод с четвертого до пятого водоподъема выведен под реконструкцию. В 2021 году был заключен договор на реконструкцию данного водовода с ТОО «СК-Максимум». На эти цели из бюджета было выделено 341 миллион тенге. В течение 2021 года шли ремонтные работы, было освоено 124 миллиона тенге, порядка 50 процентов водовода реконструировали. И на этом всё. Далее ТОО «СК-Максимум» свои договорные обязательства не выполнило, в течение 2022 года шли судебные процессы, ТОО признано недобросовестным поставщиком. Вот такие у нас подрядчики. Сейчас идет корректировка проектно-сметной документации, затем будут выделяться дополнительные средства. Надеемся, что реконструкция водовода завершится в 2024 году.

Что касается второго водовода. В этом году выделены деньги на разработку ПСД. Данная работа выполнена, получено положительное заключение госэкспертизы, и сейчас подана бюджетная заявка на проведение строительно-монтажных работ. В 2024 году на эти цели будут выделены средства из республиканского бюджета. Тогда, надеемся, ситуация с водоснабжением в Горняцком улучшится, – ответила Ирина Воропаева.

Помимо аварийных водоводов, на водоснабжение в Горняцком влияет и еще один фактор – поливной сезон.

– При такой ситуации, когда давления и так не хватает, жители 185 домов Горняцкого производят полив питьевой водой. Поэтому ситуация с недостаточностью воды усугубляется с наступлением лета. Как только жара спадет, давление будет лучше, – добавила Ирина Воропаева.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПОЛИВ – РАСТОЧИТЕЛЬСТВО, КОТОРОЕ ТЕПЕРЬ НЕ МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ

Далее журналисты поинтересовались, с чем связан переход с 10 июля на трехразовую подачу поливной воды в частный сектор?

– Это сокращение графика полива. Исходя из практики, три раза в неделю для полива достаточно. С чем это связано? – С экономией денежных средств. С 1 июля текущего года изменилась система закупки электрической энергии, раньше покупали у АО «ЕЭК» по цене 9,3 тенге за кВтч, сейчас обязали приобретать электроэнергию у единого оператора по цене 12,07 тенге за кВтч. Затраты на электроэнергию возросли на 30 процентов. С этим столкнулось не только ТОО «Рудненский водоканал», но и все потребители-юридические лица. Чтобы жители представляли о каких суммах идет речь, поясню: затраты на предоставление услуги технического водоснабжения составляют 180 миллионов тенге, и расходы на электроэнергию до повышения закупочной стоимости из этих 180 миллионов тенге составляли 62 миллиона тенге. А сейчас эта цифра возрастет на 30 процентов. В тарифе этих средств нет, и не будет в нынешнем году, технически уже невозможно подать заявку на изменение тарифа в связи с ростом цены на электроэнергию. Поэтому были вынуждены перейти на трехразовый и почасовой полив. Иначе не сможем производить ремонтные работы, выплачивать заработную плату работникам, платить налоги. С изменением графика полива изменилась и стоимость технического водоснабжения: раньше за сотку цена была 1400 тенге, с 10 июля – 1100 тенге, – ответила Ирина Воропаева.

Для тех, кто не живет в частном секторе, поясним: до июля техническое водоснабжение сюда подавалось ежедневно (один день был профилактическим) и на протяжении практического всего дня. По мнению Ирины Воропаевой, это было расточительством.

НИ ОДНА ЗАДВИЖКА НЕ ДЕРЖИТ

Весной горожан предупреждали, что отключение водоснабжения будет только в мае. В итоге питьевую воду отключали несколько раз. Надо отдать должное работникам ТОО «Рудненский водоканал», без воды горожане оставались недолго, в каких-то микрорайонах меньше, чем на сутки. Ради чего жителей, живущих без горячей воды, лишают еще и питьевой?

– Происходит ремонт насосной станции первого водоподъема. Насосы насосной станции первого водоподъема эксплуатируются с 1969 года, они не менялись. И чтобы осуществить замену или ремонт, необходимо произвести отключение. Ни одна задвижка не держит, все они большого диаметра. Поэтому отключение водоснабжения – это мера вынужденная. Очень долго к ней боялись подойти. Чтобы произвести какие-либо работы на данном участке – по замене запорной арматуры, оборудования – нужно отключить от водоснабжения весь город. А учитывая техническое состояние трубопроводов и запорной арматуры, понимали, что подключить воду потом не сможем. Очень долго шли подготовительные работы, разрабатывался график, регламент, чтобы в ночь отключить, а к вечеру следующего дня подключить. Как правило, подаем воду раньше, но всегда оставляем для себя запас на случай внештатных ситуаций.

Будет еще одно отключение, в августе. По продолжительности примерно такое же.

Нужно понимать, что производить подобные работы после окончания летнего сезона нельзя. Потому что тогда придется отключать и отопление: первый водоподъем осуществляет подачу воды на город, ТЭЦ нечего будет нагревать, – объяснила Ирина Воропаева.

Средства на ремонт насосной станции первого водоподъема заложены в тарифе ТОО «Рудненский водоканал».

ЕСЛИ ХОТИТЕ, ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ К ЦЕНТРАЛЬНОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ

Помимо ремонта насосной станции первого водоподъема, ведется работа в частном секторе, меняются водоводы. И сейчас у всех потребителей есть возможность подключиться к центральному водоснабжению без проблем.

– Идет замена водовода по улице Мира в границах от Корчагина до Сандригайло, в переулке Джамбула. Далее будет произведена замена водовода по Салтыкова-Щедрина, в переулке Окружном. Сейчас у жителей частного сектора нет проблем с тем, чтобы подключиться к центральному водоснабжению: нужно обратиться в производственно-технический отдел ТОО «Рудненский водоканал» и получить технические условия. Раньше разрешение на подключение не давали, потому что сети были старые, изношенные, и увеличение нагрузки могло отрицательно сказаться на надежности водоснабжения. В настоящее время уже большая часть водоводов в частном секторе заменена, поэтому водоколонки постепенно уходят в прошлое, – говорит Ирина Воропаева.

Что касается в целом ремонтной кампании ТОО «Рудненский водоканал», то здесь, конечно, объемы не сравнимы с масштабами ТОО «Рудненские тепловые сети».

– Ремонтная программа рассчитана на 800 миллионов тенге, порядка 50 процентов выполнено, произведена замена магистральных водоводов. В ближайшее время будем полностью перекладывать сети по улице Гагарина и Володарского в границах от Мира до Комсомольского. Подрядчики пока не работают, всё делаем собственными силами, за счет средств тарифа. У нас шесть аварийно-ремонтных бригад, все работают ежедневно. График расписан, пока укладываемся, – отметила Ирина Воропаева.

Все ремонтные работы необходимо завершить до ноября.

В ОЖИДАНИИ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ОЧИСТКИ ВОДЫ

За темой отключения воды логически последовала тема ее качества. Перед отключением горожане стараются запастись водой, и многие жители, из разных микрорайонов города, публиковали в соцсетях фото своих запасов – вода коричневого цвета, оставляет осадок. Почему так?

– Любое отключение, тем более такое глобальное, связано с нарушением гидравлического режима. Там, где полиэтиленовый водовод, вода чистая, там, где трубы стальные, вода грязная. Изменение гидравлического режима поднимает всю взвесь, которая годами складывалась в металлических трубах. По жалобам делаем промывку сетей, и в течение суток-двух ситуация стабилизируется.

Что касается в целом качества питьевой воды. Здесь роль играют два фактора. Первый – это недостаточность воды в Каратомарском водохранилище, это проходили и в прошлом году. Мы видим, что Каратомары превратились в болото. Естественно, наше оборудование, наша технологическая схема не рассчитаны на такое качество исходной воды. Поэтому и наблюдаем сложившуюся ситуацию. В этом году картина немного лучше в этом плане: был хороший паводок, и Каратомарское водохранилище наполнилось.

Чтобы таких ситуаций не возникало в будущем, ожидаем большую реконструкцию блоков фильтров, отстойников. Сейчас он в плохом техническом состоянии. Разработана проектно-сметная документация, будет полностью новая технология очистки воды, будет внедрена автоматизация, то есть исключится человеческий фактор. Будет заменено всё – от стен, окон, подводящих инженерных сетей до фильтров. На эти цели, по результатам ПСД, потребуется 5,5 миллиардов тенге из республиканского бюджета. Проект очень большой, ушел на государственную экспертизу. Думаем, что в 2025-2026 годах из республиканского бюджета выделят средства на строительно-монтажные работы. После этого ожидаем, что качество питьевой воды значительно улучшится, – сказала Ирина Воропаева.

Никуда не деться от цветения сине-зеленых водорослей. Оно впереди. Как борются с проблемой в ТОО «Рудненский водоканал»? – Увеличивается расход хлора, коагулянта. Других, более современных методов, с нашей фильтровальной станцией в ближайшем будущем не видать. Ситуация изменится, когда будет отремонтирован блок фильтров и отстойников.

 Елена ВОРОНИНА,

фото Виталия ГОРТ