Платные дороги: вопросов больше, чем ответов

С этой недели планируют приостановить взимание платы за проезд по дороге Рудный – Костанай

Брифинг с участием директора регионального филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» Андрея Горвата по вопросу «О состоянии и перспективах развития системы платных автомобильных дорог в Костанайской области» состоялся в Региональной службе коммуникаций. Вопросов к спикеру накопилось.

Андрей Горват напомнил, что с 22 февраля этого года введена платная система на автодороге от Костаная через Федоровку и Карабалык до границы с Российской Федерацией. Протяженность дороги составляет 163 километра. Плата взимается с грузовых транспортных средств и автобусов. Оплата гибридная: для автобусов до 16 мест предоплата составляет 1010 тенге за весь участок, а если оплачивать по факту, то 1190 тенге, что на 18 процентов дороже.

Второй участок был открыт 28 апреля.

– Первый участок, который я упомянул, предназначен для грузового транспорта и автобусов. На участке от Аятского моста до Костаная действует первая техническая категория, и он предназначен для легковых автомобилей. От Аятского моста в сторону Денисовки идет вторая категория, протяженностью 151 километр, где плата взимается с грузового транспорта. На участке от Аятского моста в сторону Рудного и Костаная, первой категории, плата взимается со всех видов транспорта, – говорит Андрей Горват. – 28 апреля мы открыли этот участок, но сейчас рассматривается вопрос о внесении изменений в документацию. Со следующей недели (брифинг проходил 30 апреля – Примечание автора) планируется убрать плату за 31,5 километра на участке от Костаная до Рудного, где проводится средний ремонт. Если вас что-то интересует, звоните по телефону 1403, где вам подробно объяснят и подскажут, где посмотреть информацию, или переходите на сайт Kaztoll.kz.

Журналисты отметили, что много обращений поступает от дачников. Арка установлена в районе Куная, возле школы. Вторая арка фиксирует проезд в районе посёлка Юбилейный за Рудным. Люди спрашивают: если они едут на дачи в Рудном или в Костанай и пересекают арку, как им оплачивать проезд? Пытались узнать информацию по номеру 1403. Один оператор сказал, что платить нужно, и минимальная сумма составит 40 тенге, поэтому выгоднее взять абонемент. Абонемент стоит почти 4000 тенге. Другой оператор сообщил, что если машина проходит только одну арку и зарегистрирована в Костанае или Рудном, то это считается местным транспортом, и плата за проезд не начисляется. Где правда?

– На данный момент вопрос о плате за проезд до конца не решен. Я направил письма в службу, где взимается плата. Считаю, что сейчас следует оформить абонемент для автобусов на месяц по маршруту Кустанай – Троицк, стоимость которого составляет один МРП. Для легковых автомобилей на рудненском участке, где находятся дачи, абонемент также стоит один МРП. Думаю, лучше сейчас произвести оплату. Мною направлено письмо с предложением не взимать плату с дачников, если это не противоречит нормативным актам. На сегодня методика такова, что если абонемент не будет оформлен, то будет произведена оплата. Арки еще не внесены в изменения, поэтому необходимо приобрести абонемент. Это временное решение, пока вопрос не решится.

Еще один вопрос касается отмены платы за ремонтированный участок дороги. Когда ожидается решение?

– Уверен, что в течение недели этот вопрос будет решен. Речь идет о 31,5 километрах, которые сейчас ремонтирует «АБЗ плюс». Если плату уберут, то вопросы по дачным участкам отпадут. Мне обещали решить это в течение недели, так как участок сейчас в ремонте. Асфальт укладывают, и работы завершатся в октябре. Объем большой, и раньше октября не успеем. В связи с этим мною направлены письма в заинтересованные инстанции, чтобы ускорить решение данного вопроса.

Далее приводим еще вопросы от представителей СМИ и ответы директора регионального филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол».

– Озвучьте альтернативный путь от Костаная до Денисовки, как объехать платную дорогу?

– Можно проехать из Костаная через Аулиеколь, Диевку, Касаган, Бестау, Уркаш и выйти на Актобе. Это районная дорога, и она в плохом состоянии.

От Костаная до Рудного можно ехать по другой дороге через Садчиковку. Она протяженностью 50 километров, находится в хорошем состоянии и идет параллельно основной трассе. Немногие о ней знают, и она относится к третьей категории.

Участок от Рудного до Айета проходит через Тарановку и Варваринку. Из Тарановки можно уйти на Варваринку и попасть в Россию, либо выйти на Тобол. Альтернативные маршруты есть. Из Лисаковска до Костаная можно доехать через Аулиеколь, с выходом на Тарановку, Апановку и Береговое.

– Абонементы только для легкового транспорта?

– Нет, абонементы доступны для всех видов транспорта. Например, стоимость абонемента на один месяц для маршрута Костанай – Троицк составляет: для автобусов до 16 мест – один МРП или 3932 тенге, для автобусов до 32 мест – 7864 тенге. Для грузовых автомобилей с грузоподъемностью свыше 15 тонн, с прицепами и седельными тягачами – пять МРП или 19 660 тенге.

– В связи с чем оплату начали взимать до окончания ремонтных работ? Ранее акцент делали именно на то, что платные участки дорог будут отвечать требованиям. И если водитель на данном участке дороги повредил транспортное средство, кто несет за это ответственность? На кого подавать суд: на «КазАвтоЖол» или Минтранспорта?

– Давайте сначала разберемся, почему вводится платность. Основная цель – уменьшение нагрузки на бюджет. Средства, полученные от платности, направляются непосредственно на ремонтные работы данного участка. Они не расходуются на другие цели. Если возникает вопрос, на кого подавать в суд, то ответственность несет тот, кто отвечает за платность. «КазАвтоЖол» получил участки в оперативное пользование, значит, он и должен отвечать. Если проблема возникла из-за дефекта дороги, то ответственность лежит на «КазАвтоЖол». Однако, если водитель нарушил скоростной режим или другие правила, то это нужно рассматривать отдельно в каждом конкретном случае.

– Как автовладельцы могут определить, что они находятся на платной дороге? Если срок оплаты просрочен, штраф значительный.

– Оплата должна быть произведена в течение семи дней. Это обязательное условие. Для физических лиц штраф составляет один МРП, для юридических – пять. На въезде установлены знаки, указывающие на платный участок, например, в сторону Карабалыка и Денисовки. В СМИ эта информация также была освещена. Если знаки отсутствуют, мы разберемся и оперативно их установим.

 

Булат МУСИН,
фото «Rýdnyi media»