Почему ребенок не может научиться читать и писать, спрашиваем у специалистов областной ПМПК

На эту тему корреспондентов «НК» натолкнул комментарий репетитора в одном из недавних материалов о том, что родители приводят к ним третьеклассников, которых приходится учить азам, – дети не знают даже алфавита

Но как оказалось, такая проблема может произойти не только из-за отсутствия должного внимания педагога, но и по ряду других факторов. Причиной тому может стать дислексия и дисграфия.

– Обычно это сочетанное расстройство, дислексия – нарушение чтения, дисграфия – письма, чаще всего оно встречается у детей с задержкой психического развития, но может быть и у норматипичного ребенка, – объясняет учитель, логопед-дефектолог Костанайской областной психолого-медико-педагогической консультации Галия Амиржанова.

Как распознать дислексию? Ребенок невнимательный, отвлекаемый, у него слабая память по сравнению с другими детьми, тот же алфавит он никак не может запомнить. Стоит обратить внимание на ориентацию своего чада в пространстве, если он путает право и лево, буквы станут отражаться также – в разные стороны.

– У ребенка может отсутствовать понятие рода: «она пошел, они читает» – на краткосрочный период это нормально, бывает у всех, однако на постоянной основе не есть норма. Кроме того, существует оптическая дислексия, буквы плывут перед глазами, даже если зрение хорошее, поэтому при чтении одни буквы заменяются другими, окончания слов приходится «угадывать». При дислексии также может присутствовать механическое чтение, без осознания текста, – отмечает Галия Амиржанова.

Дисграфия отражается на том, что ребенок не запоминает, как писать буквы, зеркалит, заменяет их, переставляет местами, пропускает, или добавляет лишние. Допускает большое количество ошибок при письме, которые носят стойкий характер на протяжении долгого времени. Дисграфия сопровождается плохим почерком.

– Чаще всего все эти факторы родитель или педагог может распознать лишь в дошкольном или школьном возрасте, но есть факторы, которые заметны в более раннем периоде, – уверяет сурдопедагог ПМПК Ирина Самарь. – Задержка в развитии речи может в будущем стать причиной дислексии и дисграфии. Сейчас у детей сплошь и рядом встречаются проблемы с этим делом. К году ребенок уже должен говорить определенный набор слов, сегодня в лучшем случае они начинают изъясняться к трем годам. Не секрет, что многие родители со своими детьми почти не разговаривают, дали телефон в руки и пошли заниматься своими делами, но это неправильно. Технологии губят речь ребенка, а где речь, там и интеллект. Важно ограничивать воздействие гаджетов, когда формируется психика.

Смотря мультфильмы и прочие видео, дети слышат косноязычную, неправильную речь и воспроизводят ее. А из-за отсутствия говорящего с ним человека в реальной жизни, они не видят четкой артикуляции, поэтому их слова не будут четко звучать.

– Читайте детям книги, а не просто включайте аудио, расширяйте словарный запас, так и текст в будущем будет воспринимать легче. Сейчас головы детей загружены большим потоком информации на разных языках, но выдержать эту «кашу» и потянуть билингвизм могут не все. Наслаивание языков влияет на будущую речь и письмо, – пояснила Ирина Самарь.

Что делать?

Если вы заметите какие-то отклонения в письме, речи, успеваемости у вашего ребенка, можно обратиться за консультацией в ПМПК, никаких медицинских диагнозов тут не ставят, это именно образовательная сфера.

– У нас собирается комиссия: дефектолог, логопед, детский психиатр, невропатолог при необходимости, сурдопедагог, психолог. После соцпедагог разъясняет какие нужны дальнейшие шаги. Если необходимо инвалидизация – этим занимаются другие организации, а мы составляем программу, по которой следует обучать ребенка. Наши услуги бесплатные и носят рекомендательный характер, – отмечает детский психиатр, врач высшей категории ПМПК Валентина Харченко.

Многие родители, слыша о консультации в ПМПК, заблуждаются, считая, что после нее к их ребенку привяжется какой-то диагноз, который поставит крест на будущей жизни.

– Мы не врачи, у нас нет никакой базы, куда мы вносим детей. Если родитель адекватный, он понимает, что ребенка с тем или иным дефектом нужно направить учиться туда, где для него будут созданы специальные условия. Допустим, для слабовидящих у нас есть школа, зачем же заставлять бедного ребенка сидеть за первой партой в общеобразовательной школе? Толку от этого нет, он все равно ничего не увидит. В итоге ему станет тяжело, знаний не получит, а на деле ученик способный, просто нужны другие условия. Наша рекомендательная справка выдается на четыре года, а не на веки вечные, к тому же, если будет динамика, то ее вовсе ликвидируют, – заключила сурдопедагог Ирина Самарь.

Городская и областная ПМПК находятся по адресу: ул. Толстого, 40/1.