Почти 30 лет в коллективе современного эстрадного танца «Дебют» юных рудничан учат искусству хореографии

Творческий и семейный союз Сергея и Натальи Никитиных на протяжении многих лет рождает красивейшие хореографические постановки, а коллектив «Дебют» совершенно справедливо называют визитной карточкой Рудного: ведь без их выступления не обходится ни одно значимое мероприятие в городе, немало высоких наград они привозят и с республиканских, и международных конкурсов.

Как за эти годы менялся «Дебют» и почему про него говорят: «коллектив, у которого есть свой почерк», узнали из беседы с Сергеем и Натальей Никитиными.

– Как случилось, что связали жизнь с танцем?

– Я сам занимался танцами с девяти лет: родители отдавали на бальные танцы, потом, в 1986 году перешел в легендарный коллектив Рудного «Плюс», где преподавала Елена Юрьевна Попович. С тех пор, можно сказать, началась моя концертная деятельность. Когда повзрослел, сам начал преподавать, это был 1995 год – тогда и был создан коллектив «Дебют». Занимались мы во Дворце школьников и молодежи, а сегодня – в Центре досуга «Орбита» @c_d_orbita, – говорит Сергей Викторович.

– В танцы тоже пришла в детстве. Сначала это была хореография, связанная с фигурным катанием, потому что я занималась фигурным катанием, а там всегда присутствует хореография. Мой первый хореограф Наталья Владимировна Алексеенко. Затем занималась в коллективе народного танца у Валерия Ивановича Запорожкина, который и дал мне дорогу в жизнь. Именно благодаря Валерию Ивановичу я определилась с профессией. Спустя много лет мы встретились с Сергеем Викторовичем и – снова танцы, теперь уже «Дебют», – рассказывает Наталья Олеговна.

Около 32 лет жизнь Сергея Никитина практически неразрывно связана с хореографией, чуть меньший стаж у Натальи Никитиной, но если подсчитать, то на двоих их танцевальная жизнь длится уже 60 лет.

– Сколько сегодня в «Дебюте» участников?

– Всегда было три состава, а с недавних пор четыре. Провели эксперимент и решили набрать трехлетних детей, и эксперимент удался: сейчас имеем действующий четвертый состав. Всего же в «Дебюте» задействовано около 80 человек, это дети от четырех до 15-16 лет, – отвечает Сергей Никитин.

– Во сколько принято отдавать ребенка на занятия танцами?

– Сложно сказать. Все дети разные. У каждого ребенка свой интерес. Обычно маленьких детей приводят родители, которые хотят, чтобы ребенок вышел на сцену. Но здесь больше присутствуют амбиции родителей, чем желание ребенка. Может и трехлетний ребенок прийти и быть трудягой, работать, идти до конца, до самого выпуска. А может прийти и пятилетний, шестилетний ребенок, и ему танцы будут неинтересны, – говорит Наталья Олеговна.

– Танцу можно научить каждого?

– Если у человека нет слуха, то, конечно, невозможно. Развить данные можно, мы этим и занимаемся, причем с младшего возраста – сегодня нашим самым юным участникам по четыре-пять лет. Конечно, тяжело развить гибкость, выворотность. Это нужно нарабатывать. Не у всех будет всё идеально. Потому что у всех нас разное строение суставов, нет одинаковых людей. И кто-то будет идеально выточенный танцор, потому что ему это дано, а кому-то приходится над этим очень-очень много трудиться, – отвечает Наталья Никитина.

– Много раз слышал, что для занятий хореографией нужны способности. А мои учителя говорили так: если Бог поцеловал тебя, то ты будешь танцевать, потом переродишься в преподавателя, то есть будешь передавать то мастерство, которое есть у тебя. За столько лет работы убедился: дети действительно абсолютно разные, и кому-то танцы даются легче, просто это природой дано. Но хочу сказать, что при правильном подходе, при правильной системе, научить танцам можно каждого. Пусть не сразу, а через время, но ребенок сможет танцевать, – делится мнением Сергей Викторович.

– Очевидно, что танец – большой труд, и красивое действо, которое мы видим со сцены – лишь верхушка айсберга.

– Да, это огромная работа. Повторюсь, наши дети – настоящие трудяги, пахари, им нужно отдать должное, – говорит Наталья Олеговна.

– Многие как думают: «Что там сложного, ногами дрыгать». Это очень оскорбительно для любого исполнителя. Дети здесь ногами не дрыгают, они вкладывают силы, отдают своё время. И порой очень мало людей, даже некоторые родители не осознают, какой титанический труд выполняют дети. Потому что у детей есть стремление: они ставят цель и идут к ней вместе с нами, – считает Сергей Никитин.

– Что в вашем понимании танец, что стараетесь им показать зрителю?

– Как-то раз мои учителя спросили меня: что является самовыражением исполнителя? Очень долго думал и не мог ответить, а с годами могу сказать: танец – это пантомима, человек самовыражается, показывая без слов, что у него в душе, – отвечает основатель «Дебюта».

– И, конечно же, мы хотим, чтобы то, что зритель видит со сцены, было красиво. Это эстетика, культура на сцене. Очень приятно слышать от других педагогов, что эти качества есть у «Дебюта». В ноябре наш средний состав ездил в Астану, и руководитель другого коллектива подошел к нам и сказал: «Какие у вас культурные дети, они несут культуру на сцене». Так и положено, в принципе, но всё равно было очень приятно услышать это от постороннего человека, такое дорогого стоит, – добавляет Наталья Олеговна.

– Как распределяются ваши роли в «Дебюте»: кто за что отвечает?

– У нас нет четкого распределения обязанностей, работаем вместе. Что-то, конечно, берет на себя Наташа, если на сто процентов уверена, что справится. Чем-то я занимаюсь в одиночку. Но всегда стараемся услышать друг друга, из двух мнений складывается одно. И, насколько показывает время, оно оказывается удачным, – отвечает Сергей Викторович.

– Мы помогаем друг другу, подсказываем. Бывает, что я прихожу на его репетиции к старшему составу, где-то он приходит ко мне на репетиции к среднему составу. Костюмы тоже обсуждаем, вместе ищем изюминки. Конечно, бывает, и спорим дома, это неизбежно, – отвечает Наталья Олеговна.

– Какой отпечаток на вашу творческую деятельность накладывает то, что вы не просто коллеги, но и супруги?

– Сложно сказать. В чем-то это плюс: где-то можем помочь друг другу, заменить друг друга, – говорит Наталья Олеговна.

– Одному вести коллектив сложно. У нас привыкли, что хореограф – это женщина. И что-то я могу не увидеть, просто потому, что я мужчина, и Наташа может мне подсказать. И наоборот. Считаю, что семейный союз в нашем деле – это плюс, мы дополняем друг друга, – отвечает Сергей Викторович.

– Расскажите о костюмах, как они рождаются?

– Костюмы рождаются в наших головах. Обсуждаем всё с нашими швеями, даём им основу, эскиз, а что касается деталей, они подсказывают, как лучше сделать, какой материал «сыграет». Головные уборы, отделка костюмов – это компетенция Сергея Викторовича, – говорит Наталья Никитина.

– Насколько важную роль играют костюмы?

– Очень большую роль. Наверное, 90 процентов успеха номера – это костюмы. Как говорят: встречают по одежке, провожают по уму. В танцах так же: сначала «цепляют» костюмы, потом уже техника исполнения. Ну и нельзя забывать, что наш наряд – это наше самоощущение, – отвечает Наталья Олеговна.

– Работаете с детьми разных возрастов, как ко всем найти подход?  

– Идеальной схемы не будет никогда. У всех детей разные характеры, и времена тоже разные. Есть дети, которым ты должен стать родителем, для кого-то ты должен быть хорошим другом, а есть дети, которым надо жестко ставить условия и никак иначе, – говорит Наталья Олеговна.

– Когда создавал «Дебют», сразу ставил первое правило – дисциплина, только так будет порядок. А второе правило – трудолюбие. Как нас учили в свое время: труд вознаграждает человека. Если говорить о детях, каждый возраст по-своему хорош. Самые маленькие дети настолько благодарны, они впитывают всё, как губка, слышат тебя. Дети постарше более сильные, с них и спрос другой. В старшем составе сталкиваешься с переходным возрастом детей. Это очень сложный период. Но никогда не скажу, что это плохо для нас, для коллектива. Это замечательно. Потому что мы познаем детей, и они познают сами себя. Они чему-то учат нас, а мы учим их. Для меня любой из наших детей замечательный, и каждый может вдохновить, – отвечает Сергей Викторович.

– А насколько важно взаимодействие с родителями?

– Это обязательно. Без родителей мы никуда. Земной поклон им. Они очень много сил и финансовых средств вкладывают в то, чтобы ребенок занимался тем, что ему нравится. (Бесплатно занимаются только дети старшего состава «Дебюта», остальные составы – на платной основе – Примечание автора). Они заинтересованы в том, чтобы дети занимались и шли к своим вершинам. Наши родители очень активные, помогают решать множество организационных вопросов – с поездками на конкурсы, с отдыхом детей, с подготовкой к выступлениям. Нам повезло с родителями наших воспитанников, – говорит Сергей Никитин.

– Какие планы у «Дебюта» на ближайшее будущее?

– Впереди очень важное мероприятие – областной смотр художественной самодеятельности, стараемся участвовать в нем каждый год, программу готовим заранее. Плюс – концерты, участие в городских мероприятиях, праздниках, – ответил Сергей Никитин.

– Спасибо за беседу.  

Елена ВОРОНИНА,
фото Марины КОЛЧАНОВОЙ