Практически все дворы города погрязли в мусоре. Изменится ли ситуация, если на рынок выйдет новая сервисная компания?

В редакцию обратилась жительница дома по проспекту Комсомольскому, 6 Ольга Бурдакова. Женщина с волнением в голосе утверждает: она, как и многие жильцы дома, с 1 января 2020 года оплачивает услуги за вывоз ТБО в ТОО «Экотехсервис-2019», расторгнув договор с ТОО «Рудный Ажар-2006», причем за месяц до расторжения уведомив об этом компанию. А 17 октября текущего года ей пришло требование о погашении долга от «Рудный Ажар».

ПОТРЕБИТЕЛИ В ЗАЛОЖНИКАХ?

Мы встретились с Ольгой Бурдаковой, а также со старшим дома Комсомольский, 6 Юлаем Халиловым.

Женщина рассказала:

– «Рудный Ажар-2006» издевается над нами на протяжении двух лет, хотя мы за месяц до расторжения договора – 29 ноября 2019 года – предупредили об отказе от их услуг. Потому что мусор постоянно не убирался, а в ветреную погоду разлетался по всем дворам. Старший по дому составил списки тех, кто переходит в «Экотехсервис», мы поставили свои подписи, и он отнес эти списки в офис «Рудный Ажар». И с 1 января мы заключили договор с новой компанией. Работой «Экотехсервис» довольны. Но «Рудный Ажар» нас не отпускает: мол, мы не имеем права в одностороннем порядке расторгать с ними договор. А 17 октября этого года мне пришло требование о погашении долга от ТОО «Рудный Ажар-2006», цитирую: если не погашу задолженность, которая накопилась за почти три года – это 15959 тенге, в течение 10 календарных дней, ТОО «Рудный Ажар-2006», согласно статье 92-1 закона «О нотариате», передаст дело частному нотариусу для совершения исполнительной надписи о взыскании с меня сложившегося долга. При этом на меня еще будут возложены расходы по оплате услуг частного нотариуса, комиссионных сборов банка и прочие. Выходит, я не имею права расторгнуть договор с компанией, качество услуг которой меня не устраивает?

Я сохранила газету «Рудненский рабочий» за 22 апреля 2021 года, где четко написано: двойная оплата недопустима. Это утверждает председатель общественной организации «Союз защиты прав потребителей Костанайской области» Ольга Березуцкая. И еще она пишет, что потребитель имеет право в одностороннем порядке расторгать договор с компанией, если их услуги не соответствуют заявленным в договоре.

А «Рудный Ажар-2006» пишет мне, что я должна была расторгнуть договор с ними через суд. Но Березуцкая говорит, что суда не нужно: если потребитель решил отказаться от услуг компании, он может это сделать, предупредив компанию за месяц до расторжения договора. Я терпела периодические письма о своей якобы задолженности перед «Рудный Ажар-2006», пока 17 октября не получила от них требование о погашении долга. Терпение лопнуло, позвонила в редакцию, чтобы нам помогли разобраться с этой ситуацией.

В беседу вступила Татьяна Палчей:

– Мне тоже пришло требование о погашении задолженности от «Рудный Ажар». 24000 тенге я им должна. Два года плачу в «Экотехсервис» как положено, а тут такое. Я в шоке. Эта история длится с 2021 года. И вот дошло до того, что с меня требуют оплатить долг. Давайте рассуждать логически: если у меня такой долг накопился, где был «Рудный Ажар» раньше, почему именно сейчас прислали это требование? И вообще, если вы требуете оплаты с жителей, так наладьте работу сначала, чтобы люди к вам шли, а то эти несчастные два бака постоянно битком забиты.

Старший дома Юлай Халилов добавляет:

– Многим жителям дома опять прислали письма о больших задолженностях перед ТОО «Рудный Ажар-2006». Периодически нам приходят от них такие письма, начиная с 2020 года. Сколько можно? Мы обслуживаемся в другой фирме, с ними договор расторгли. Это наш выбор. При «Ажар» у нас был бардак. Пусть разберутся со своими списками. А то мы тоже можем на «Рудный Ажар» в суд подать: в две фирмы платить за одну услугу я не обязан.

Мы отправились в КСП «Турмыс», председатель Людмила Мухина в курсе проблемы. Она пояснила:

– Мы сами пригласили к сотрудничеству в 2020 году ТОО «Экотехсервис-2019», чтобы наладить работу по вывозу мусора. Заключили договоры с жильцами: каждый приходил в ПКСК и писал заявление. Потом все эти заявления единым письмом с уведомлением передали в «Экотехсервис», которое сделало остальную часть работы, то есть передали в «Рудный Ажар». Большая часть домов КСП «Турмыс» обслуживается в «Экотехсервис», порядка 30 процентов населения являются клиентами «Рудный Ажар». Замечу вот что: 44-й дом по 50 лет Октября буквально год назад также решил отказаться от услуг «Рудный Ажар». В итоге все жители написали заявления о расторжении договора, принесли их в ПКСК, и я лично отвезла их в «Рудный Ажар». И всё, никаких проблем. И никто не присылает им уведомления о задолженности. А почему-то жителям домов по Комсомольскому, 6, 8, 10, 12 и 14 такие письма приходят постоянно. В таких ситуациях советую жителям обращаться к юрисконсульту «Экотехсервис» Максиму Кострюкову. Позиция ПКСК в данной ситуации такая: нам не важно, в какой фирме обслуживаться, лишь бы был порядок, потому что невооруженным глазом видно: кто работает, а кто не работает.

«АЖАР» ПРЕДУПРЕЖДАЛ

Прокомментировать положение дел с жителями Комсомольского, 6 мы попросили директора ТОО «Рудный Ажар-2006» Алексея Нурушева. Вначале он сказал следующее:

– С первого дня конкуренции по-рудненски мы предупреждали о возможности возникновения подобной ситуации. Неоднократно предлагалось расторгать договора в соответствии с законодательством. По факту нами услуга оказывается в данном дворе, вывоз ТБО из контейнеров производится.

А далее Алексей Нурушев сослался на решение специализированного межрайонного экономического суда по Костанайской области от 20 декабря 2020 года об удовлетворении иска ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области» в интересах неопределённого круга лиц к ТОО «Рудный Ажар-2006». Потребителям, направившим уведомления о расторжении договора с ТОО, отказано в полном объёме. Судом установлен факт нарушения процедуры расторжения договоров. Также отмечено, что судом установлен факт введения в заблуждение и принуждения потребителей к расторжению договоров с ТОО «Рудный Ажар-2006».

Помимо этого, директор ТОО «Рудный Ажар-2006» поделился с журналистом «Рудненского рабочего» информацией о том, что коллегия областного суда дала правовую оценку событиям, имевшим место быть с ноября 2019 года по вопросам расторжения договоров потребителями с ТОО «Рудный Ажар-2006» через ТОО «Экотехсервис-2019». Данная информация – в открытом доступе, с ней можно ознакомиться на странице ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области» в соцсети «Одноклассники».

Итак, в мае 2021 года на странице «Союза защиты прав потребителей Костанайской области» была опубликована следующая информация.

«Вступившее в законную силу постановление суда апелляционной инстанции дает ответы на вопросы, касающиеся 12000 потребителей Рудного, которые прямо связаны с проблемой двойного начисления за услуги по удалению мусора. Судом установлено, что ТОО «Экотехсервис-2019» направляло в адрес ТОО «Рудный Ажар-2006» уведомления о расторжении договоров от имени и за подписью потребителей, перезаключивших договоры с ТОО «Экотехсервис-2019». ТОО «Рудный Ажар-2006» в ответ на уведомления о расторжении договоров потребителям направлял отказ в их расторжении.

Установлено, что у ТОО «Экотехсервис-2019» отсутствовали надлежащим образом оформленные полномочия на представление интересов потребителей по расторжению заключенных договоров с ТОО «Рудный-АЖАР-2006».

Определением от 30 марта 2021 года апелляционной инстанции, ТОО «Экотехсервис-2019» было понуждено представить в суд апелляционной инстанции документальное подтверждение наличия полномочий на расторжение заключенных договоров по предмету спора между потребителями с ТОО «Рудный Ажар-2006». Однако, данное определение суда апелляционной инстанции ТОО «Экотехсервис-2019» не исполнено».

Задаем вопрос директору ТОО «Рудный Ажар-2006»: а что же делать потребителям в данной ситуации?

– Не мы уверяли жителей, что можно заключить договор с другой компанией и просто забыть о первой, не мы уговаривали это сделать, не мы подделывали подписи умерших и не проживающих по указанным адресам потребителей. Мы неоднократно сообщали о необходимости исполнять условия законодательства при расторжении договоров, об этом публиковали статьи «Наша газета» и «Хорошее дело», «Союз защиты прав потребителей» несколько месяцев предупреждал горожан на своей странице.

Наша позиция не меняется: мы никого не обманывали и не вводили в заблуждение. Логично предположить, что спрашивать нужно с тех, кто обещал и заверял, и это не мы. Жителям можно посоветовать сделать выводы и исполнять требования законодательства. Незнание, как известно, не освобождает от ответственности, – заключил Алексей Нурушев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРЕССИНГ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В этой истории не хватает комментария от ТОО «Экотехсервис-2019», мы получили его от юрисконсульта компании Максима Кострюкова:

– В первую очередь, хочу обратить внимание, что публикация на странице ОО «Союз защиты прав потребителей» о решении специализированного межрайонного экономического суда по Костанайской области датирована 6 января 2021 года. С того момента прошло почти два года. И если бы действительно у «Союза защиты прав потребителей», либо у ТОО «Рудный Ажар-2006» были веские основания признать деятельность ТОО «Экотехсервис-2019» незаконной, или каким-то образом убедить в этом наших потребителей, то они бы давно уже это сделали. Удивляет, что, воспользовавшись старой информацией, ТОО «Рудный Ажар-2006» пытается воздействовать на потребителей.

Хочу отметить: ни одного иска по взысканию задолженности, как они это называют, с наших потребителей в судебном порядке в пользу ТОО «Рудный Ажар-2006» зарегистрировано не было.

Как и Алексея Нурушева, спросили Максима Кострюкова о действиях жителей в данной ситуации.

– Просто не обращать внимания на уведомления и требования о погашении долга от ТОО «Рудный Ажар-2006». Они рассылаются с середины 2020 года. Раньше бумаги с таким же содержанием рассылались в качестве претензии, сейчас они носят наименование требования. Данные бумаги несут под собой только лишь желание воздействовать на умы и психику потребителей. Массированная атака, скажем так. И, к сожалению, есть жители, это в основном люди пенсионного возраста, кто покупаются на данные письма, оплачивают «долги» в ТОО «Рудный Ажар-2006», расторгают с нами договор и возвращаются в «Рудный Ажар». Такие случаи были конкретно по 15-у микрорайону. И это при том, что мы достаточно хорошо выполняем свои обязанности по вывозу мусора: 15-й микрорайон сейчас, в отличие от всего города, является самым чистым. Еще раз замечу: никакой правовой основы письма «Рудный Ажар-2006» об имеющейся задолженности потребителей не несут, – ответил юрисконсульт ТОО «Экотехсервис-2019».

В РУДНОМ ПОЯВИТСЯ НОВАЯ КОМПАНИЯ ПО ВЫВОЗУ ТБО?

Пока ТОО «Рудный Ажар-2006» и ТОО «Экотехсервис-2019» никак не могут зарыть топор войны, назревает, по словам Максима Кострюкова, куда более важный вопрос – на рынок войдет третья компания.

В СМИ неоднократно освещался вопрос о том, что будет объявлен тендер по определению поставщика услуг по вывозу ТБО с территории города на 2022-2027 годы. Так вот его итоги озвучены 26 октября. О них мы обязательно сообщим. А Максим Кострюков обратил внимание вот на что:

– По условиям тендера ни ТОО «Экотехсервис-2019», ни ТОО «Рудный Ажар-2006» не подходят. Наша техника не соответствует: во-первых, она должна быть не старше пяти лет, во-вторых, она должна быть специально оборудована под уборку евроконтейнеров, которые были закуплены акиматом в количестве 220 штук. Плюс ко всему предъявляются совсем непонятные требования о том, что компания должна иметь полигон на праве собственности, не аренды, либо у нее должен быть заключен договор с компанией, владеющей полигоном, расположенным на расстоянии не менее 60 километров от города. Ни полигон «Рудный Ажар», ни полигон «Экотехсервис» не подходят под эти требования. Кроме того, необходим сертификат ISO о наличии в компании системы энергоменеджмента и договор с сортировочной компанией. Отмечу, что местная компания ТОО «Отан Костанай» не подходит под требования конкурса. Напрашивается один вывод: в Рудном появится новая компания по вывозу ТБО, которая будет соответствовать всем этим требованиям.

Юрисконсульт ТОО «Экотехсервис-2019» отметил, что компания не подготавливала конкурсную документацию, прекрасно понимая, что не удовлетворяет ни единому требованию.

– Что будет с «Рудный Ажар» и «Экотехсервис»? Вопрос очень интересный. ТОО «Экотехсервис-2019» будет настаивать на том, что имеет право выполнять услуги в прежнем объеме и для прежних потребителей. Если потребители не начнут от нас массово отказываться, будем оказывать им услуги как раньше. А новая фирма пусть завоевывает своих клиентов, – отметил Максим Кострюков.

Елена ВОРОНИНА,

фото Марины КОЛЧАНОВОЙ