Согласно приказу директора предприятия Сергея Чижова от 13 мая текущего года, тариф на услуги предприятия по сбору и вывозу ТБО будет составлять 340 тенге в месяц на одного человека для физлиц и 2510,77 тенге (с НДС 12 процентов) за метр кубический для юридических лиц.
Пока физлица платят за услугу 245 тенге в месяц с человека, юрлица – 2272, 66 тенге за куб.
После того, как об этом стало известно, в социальных сетях и городских информационных пабликах рудничане открыто стали высказывать недовольство: «Рудный и так утопает в мусоре, а «Ажар» еще тариф повышает? За что платим-то?». Доля правды в подобных высказываниях есть. Рудный действительно погряз в своих же отходах. Для рудничан уже не дикость и давно не режет глаз вид переполненных мусорных контейнеров и летающие по дворам пакеты и обрывки бумаги. На эту тему не раз писали городские, областные и даже республиканские СМИ. В акимате проводились заседания, предлагались различные варианты решения проблемы, привлекались и привлекаются дополнительные силы. Но, к сожалению, воз и ныне там. Мусор для Рудного как был основной проблемой, так и остался. Так что можно легко понять негодование горожан. Но как оказывается, у «ажаровцев» есть своя правда и свои причины, чтобы требовать большей оплаты за свой труд. Давайте разберемся, почему.
НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО?
– В феврале прошлого года состоялось судебное заседание, решение которого было таковым: понуждение местных исполнительных органов принять на утверждение расчеты объемов твердых бытовых отходов города Рудного, норм накопления и тарифов. Местные исполнительные органы попросили отсрочку на исполнение решения. Суд ее предоставил до 1 мая этого года, – пояснил позицию предприятия заместитель директора ТОО «Рудный Ажар-2006» Алексей Нурушев.
На любую критику работы предприятия у «ажаровцев» был всегда один и тот же ответ: «Тариф устаревший, он не поднимался больше 10 лет». Исходя из ответа Алексея Нурушева, можно сказать, что мусоровывозящая компания добилась своего: тариф они, наконец, обновили. Но вот поможет ли это как-то решить дурнопахнущую проблему города? И какие будут сроки?
КОГДА ЖДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ НА МУСОРНОМ ФРОНТЕ?
Проблема с мусором, возможно, и решится, но не сразу. Дело в том, что увеличение тарифа направлено, в первую очередь, так сказать на «поддержание штанов». На предприятии огромный кадровый голод. Из-за прошлого низкого тарифа руководство ТОО «Рудный Ажар-2006» не могло поднять сотрудникам зарплату, наоборот, пришлось оптимизировать кадры, чтобы сэкономить деньги и платить заработную плату. Это и привело к нехватке рабочих рук. А она, как мы все знаем, приводит к падению качества оказываемых услуг. Приведем пример. Из пяти юристов, положенных по штату, у «Рудный Ажар» работают только два. Отсутствует такая важная единица как сварщик. В смену на очистку контейнеров должен заступать экипаж из трех человек, по факту выходит один или два. В целом, в штате предприятия должно быть 170 человек, а по факту работают 102 сотрудника.
Зачастую люди совмещают несколько должностей, без каких-либо доплат. Кстати, о заработной плате. Сотрудник ТОО «Рудный Ажар-2006» получает, в среднем, 70-80 тысяч тенге. Заработная плата квалифицированного специалиста может упереться в потолок до 120 тысяч тенге. Для такой специфической работы это очень даже немного, не правда ли?
Алексей Нурушев отметил, что мало кто хочет работать на предприятии за подобные деньги. В основном работает так называемая старая гвардия, костяк, собранный еще со дня основания предприятия.
– Проблему с мусором мы постепенно решим. Но это будет не сразу. Необходимо войти в рабочее русло. Первые денежные поступления будут направлены на повышение заработной платы, – отметил Алексей Нурушев.
НАЗАД В ГОРНЯЦКИЙ?
Интересный момент выяснился в беседе с Алексеем Нурушевым. Оказывается, повышение тарифа может повлечь за собой то, что компания, возможно, вернется в поселок Горняцкий. Напомним, ТОО «Рудный Ажар-2006» прекратило оказывать услуги по вывозу ТБО жителям Горняцкого в прошлом году. Сначала фирма уведомила жителей о прекращении предоставления своих услуг, а спустя месяц убрала баки с трех контейнерных площадок. Причины две: низкий тариф и огромный долг сельчан – больше пяти миллионов тенге.
Сейчас, когда ситуация с доходом предприятия стабилизируется, будет возможность нанять людей для обслуживания поселка. Возможно, «ажаровцы» реанимируют разорванный договор с предприятием. Но вот захотят ли сельчане вернуться к услугам компании, которая бросила их посреди гор мусора?
КОНТЕЙНЕРЫ ВЕРНУТ
Практически одновременно с новостью о повышении тарифа люди начали жаловаться на то, что сотрудники компании без всякого предупреждения убрали контейнеры с нескольких улиц. Если быть точнее, это были не жалобы, а тихая паника. Дело в том, что «ажаровцы» уже и раньше просто забирали контейнеры и отказывались обслуживать тот или иной участок города, по такому же принципу, как и в поселке Горняцкий. Причина в долгах населения.
Так, в феврале этого года в немилость ТОО «Рудный Ажар-2006» попали жители по улице Строительная. Проблему брошенных контейнерных стоянок тогда решили, но не сразу. Заместитель акима Рудного Азамат Искаков провел несколько встреч с жителями, в ходе которых было принято решение перейти от ТОО «Рудный Ажар» к другой мусоровывозящей компании – ТОО «Экотехсервис-2019». Чтобы зафиксировать это решение, на встрече присутствовали депутаты городского маслихата и представители жилищной инспекции. Но и потом возникали проблемы. Жители этих улиц не могли организованно заключить договор. С горем пополам вопрос решили. Ситуация с улицей Строительной породила страх в жителях других районов: вдруг следующая улица, оставшаяся без мусорных баков, будет моя?
Сейчас с контейнерных площадок удалено свыше 40 мусоросборников, это порядка 10 процентов от общего числа мусорных баков в городе. К счастью, по этому поводу уже можно не переживать. ТОО «Рудный Ажар-2006» пообещало вернуть контейнеры на свои стоянки до 1 июня. Вывезенные с контейнерных площадок мусоросборники проходят ремонт на базе предприятия – ведутся сварные работы и покраска. После приведения баков в надлежащее состояние они будут возвращены на свои места. Сделать это быстрее затруднительно, опять же, пока не хватает финансирования на материалы и свободных работников.
ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ В ДИАЛОГЕ?
Неоспоримый факт: о том, что в городе поднялся тариф на вывоз мусора, совершенно не знали в городском отделе ЖКХ. По словам Алексея Нурушева, руководство компании не раз выступало за объективные переговоры и искало встреч с руководством отдела. Но обратной связи не получали.
– Многие проблемы в городе рождаются от самих рудничан. Мы, наверное, в тысячный раз говорим о том, что наша техника не справляется с крупногабаритным и строительным мусором. Наша задача – вывозить бытовые отходы. Но, к сожалению, население нас не слышит. Чтобы не получить штраф за вывоз строительного мусора, его маскируют под ТБО, распихивают по пакетам. В итоге мы несем убытки и на ремонт техники, которая ломается от этих «сюрпризов» от рудничан, – пояснил Алексей Нурушев.
ПОЗИЦИЯ КОНКУРЕНТОВ
Нельзя было не поинтересоваться мнением конкурирующей мусоровывозящей компании – ТОО «Экотехсервис-2019».
– Наше предприятие поддерживает позицию ТОО «Рудный Ажар-2006» по вопросу увеличения тарифа на вывоз ТБО, так как текущий тариф, утвержденный внутренними приказами предприятий, не отвечает реалиям сегодняшнего дня. В то же время, мы не согласны с методикой увеличения, принятой на вооружение ТОО «Рудный Ажар-2006». Считаем, что изменение тарифа должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время местный исполнительный орган предпринимает действия по передаче тарифа на утверждение. Полагаем, в обязательном порядке необходимо дождаться утверждения нового тарифа городским маслихатом. До этого момента мы настроены работать по старому тарифу, – сказал в телефонном разговоре юрисконсульт ТОО «Экотехсервис-2019» Максим Кострюков.
А, ВООБЩЕ, ЗАКОННО ЛИ ЭТО?
Кстати, немного о решении суда, на который ссылаются «ажаровцы». В официальном судебном документе прописано, что в прошлом году общественное объединение «Центр защиты прав потребителей г.Рудного» обратилось в суд с требованием признать незаконным применение в городе Рудном норм образования и накопления твердых бытовых отходов, утвержденных решением акима Костанайской области от 16 февраля 1999 года. Также признать незаконным применение в Рудном специализированными организациями по оказанию потребителям услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов тарифов, рассчитанных, исходя из норм накопления твердых бытовых отходов. Понудить ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» разработать и направить на рассмотрение в Рудненский городской маслихат проекты решений об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов, а также тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению коммунальных твердых бытовых отходов.
Суд, руководствуясь статьями 223-226 Гражданского процессуального кодекса, решил исковые требования удовлетворить частично. А именно: понудить Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог разработать и направить на рассмотрение в Рудненский городской маслихат проекты решений об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов, а также тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению коммунальных твердых бытовых отходов. В удовлетворении исковых требований ОО «Центр защиты прав потребителей г.Рудного» к ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог», ТОО «Рудный Ажар-2006», ТОО «Экотехсервис-2019» о признании незаконным (противоправным) применение в городе Рудном норм образования и накопления твердых бытовых отходов, утвержденных решением акима Костанайской области от 16 февраля 1999 года, отказать.
То есть старый тариф законен и может использоваться, его никто не отменял.
В отделе ЖКХ пояснили, что решение суда исполнено частично, так как в части внесения на утверждение Рудненского маслихата норм образования и накопления отходов отдел ЖКХ исполнил его в полном объеме. Проведены мероприятия по утверждению норм ТБО в Рудном.
НО НА ЭТОМ НЕ ВСЕ…
В заключении хотелось бы сказать.
Представитель ТОО «Рудный Ажар-2006» в нашей беседе сказал, что нынешнее повышение тарифа – это не единственное повышение от «Рудный Ажар-2006» в этом году. В сентябре стоит ожидать еще одного. Оно не будет таким значительным, как нынешнее, но все же будет.
К чему приведут эти мусорные войны, пока не известно. Возможно, это то единственное решение мусорной проблемы Рудного. Поживем – увидим. Но будем надеяться на лучшее.
Николай ЕЖЕЛЕВ,
газета «Рудненский рабочий»
фото Марка ТИХОМОЛОВА