В УЧС напомнили об ответственности за ложные сигналы тревоги

Ложные вызовы серьезно затрудняют работу экстренных служб, отвлекая их от выполнения своих непосредственных обязанностей и оказания помощи тем, кто в данный момент действительно нуждается в поддержке. Эти ненастоящие сигналы тревоги не только приводят к ненужной трате ресурсов, но и могут задержать прибытие помощи в критических ситуациях, что потенциально ставит под угрозу жизни и здоровье людей.

Один из таких случаев произошел в Рудном 22 апреля. На пульт специализированной пожарной части поступил звонок от женщины, которая обратилась с просьбой помочь открыть дверь, так как она оставила включенную газовую плиту, на которой готовилась еда. По прибытии на место выяснилось, что гражданка намеренно ввела экстренную службу в заблуждение, чтобы просто открыть запертую дверь.

– Мы обязаны реагировать на подобные обращения, так как не можем знать, что на самом деле происходит. Возможно, это действительно чрезвычайная ситуация: пожар или угроза для жизни и здоровья людей, находящихся в квартире. Поэтому вызов принимается безусловно, и пожарный расчет выезжает на место, – объясняет дознаватель управления по чрезвычайным ситуациям Рудного Ринат Елеуов. – Однако в данном случае выяснилось, что никакой угрозы не было. Женщина решила воспользоваться вызовом пожарной службы, чтобы бесплатно открыть дверь. Мы провели с ней разъяснительную беседу. В ее действиях было усмотрено нарушение, предусмотренное статьей 438 Кодекса об административных правонарушениях – заведомо ложный вызов экстренных служб. За это предусмотрен штраф. Ей была назначена сокращенная форма производства, и вместо 60 МРП штраф составил 30 МРП, что эквивалентно почти 118 тысячам тенге. Женщина признала свою вину и согласилась оплатить штраф.

Мораль: не стоит злоупотреблять вызовом экстренных служб. Ложный вызов отвлекает ресурсы, которые в этот момент могут быть необходимы для реальной помощи людям в опасной ситуации.

– Пока мы находимся на ложном вызове, пожарный расчет может не успеть туда, где действительно необходимо спасти жизнь или имущество, – отмечает Ринат Елеуов. – В нашем же случае человек, которому помощь не требовалась, ввел в заблуждение целое подразделение. Квартиру женщины аккуратно вскрыли, хотя она просила зайти через форточку. Если бы была угроза жизни, мы бы так и поступили. Женщина совершила ложный вызов экстренной службы. Это доказано материалами административного дела. Когда пожарные проникли в квартиру, ничего подозрительного не обнаружили. Всё было в порядке, никакой опасности. Жительница просто захлопнула дверь, забыла ключи внутри и хотела ее открыть.

Такие случаи бывают в практике пожарных спасателей, отмечает дознаватель УЧС, но всё зависит от объяснений гражданина и свидетелей.

– Может быть, соседи почувствовали запах дыма из квартиры. Пожарный расчет прибывает, замечает дым, думает, что это пожар. Вскрывают дверь, а там бабушка уснула и оставила еду на плите. За это тоже предусмотрена административная ответственность. Если пища подгорает, значит, гражданин покинул кухню. Ответственность на нём. Понятно, что человек не мог стоять у плиты 24 часа. Мы предполагаем, что гражданка временно покинула место, после чего ее опрашивают. Она подтверждает: да, отходила, уснула или занималась домашними делами. Всё это проверяется и подтверждается. Однако бывают ситуации, когда у человека есть основания думать, что в квартире что-то произошло. Например, ребенок может быть заперт внутри, а родитель не может попасть в помещение, и не знает, что там происходит. Мы также не можем знать, что происходит внутри. Бывают случаи, когда ребенок не подает признаков присутствия. В таких ситуациях, с согласия родителей и в присутствии сотрудников полиции, вскрывается дверь. Иногда оказывается, что ребенок просто уснул и не слышал стука. Это не ложный вызов, а аварийно-спасательные работы. Вызов подтверждается, и действия спасателей оправданы, – добавляет Ринат Елеуов.

В УЧС привели в пример и другие случаи. Например, пожилая женщина дома споткнулась, упала и не может подняться. Дверь закрыта, соседи не могут связаться с ней. В таких ситуациях сотрудники УЧС также выезжают и оказывают помощь. Административная ответственность за такие вызовы не наступает.

– Что касается ложных вызовов. Дети иногда балуются, звонят, говорят: «Алло», или просто занимают линию. Это редкость, но случается, – говорит дознаватель УЧС. – Линия «101» очень важна, и ее блокировка может привести к серьезным последствиям, поскольку пожар развивается быстро. Однако на линии «101» есть автоматическая система определения номера, что позволяет перезвонить и уточнить детали.

В управлении по чрезвычайным ситуациям Рудного напоминают, что с наступлением теплой погоды запрещается разводить костры и сжигать мусор на открытых территориях и в частных подворьях. Для контроля соблюдения правил пожарной безопасности используются дроны, которые мониторят жилые районы и дачные общества. За нарушение правил пожарной безопасности, в частности, за разжигание мусора и костров, в соответствии со статьями 410 и 336 КоАП, предусмотрена административная ответственность.

Булат МУСИН,
фото Даулета КУЛАТАЕВА