Закон «О прокуратуре» приобрел статус Конституционного

С 18 ноября новый закон вступил в законную силу. Об изменениях в законодательстве рассказал прокурор Рудного Акбар Абдильдин

5 ноября Касым-Жомарт Токаев публично подписал Конституционный закон «О прокуратуре», это важный этап развития органов прокуратуры и правоохранительной системы в целом.

В Конституционном законе, как и прежде, неизменным остается главный приоритет прокуратуры – защита человека, его жизни, прав и свобод.

Каких пунктов коснулись поправки, и что это изменит в жизни казахстанцев в интервью журналисту «Рудненского рабочего» рассказал прокурор Рудного Акбар Абдильдин.

– Какие изложены цели и принципы деятельности прокуратуры, правовые основы и другие вопросы?

– Первоочередное – это то, что закон приобрел статус Конституционного закона.Он регулирует деятельность органов прокуратуры, определяет принципы, цели и задачи, порядок обеспечения законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

Нововведением является право обращения Генерального прокурора в Конституционный суд за толкованием норм Конституции, а также в Верховный Суд о даче разъяснений по вопросам судебной практики.

Также Генеральный прокурор наделен полномочием по принятию нормативно-правовых актов по вопросам рассмотрения обращений, проведения проверки, организации досудебного расследования, назначения на должности сотрудников и иных работников.

Отдельно отмечено взаимодействие прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан и оказание содействия.

В сфере осуществления уголовного преследования прокурор дает указания по делам, проверяет законность доставления и задержания лиц, отменяет незаконные решения органов уголовно-исполнительной системы и так далее.

Прокуратура продолжает осуществлять свои полномочия на принципах законности и независимости от других государственных органов и должностных лиц.

Обращаю ваше внимание, что прокуратура при осуществлении надзора не подменяет функции иных государственных органов.

– Принимая новый закон, сенаторы остановились на каждом из звеньев органов прокуратуры и закрепили их компетенции. Расскажите подробнее об этом.

– Действительно, Конституционным законом в системе органов прокуратуры выделены Ведомство по формированию правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры, Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, Главная военная прокуратура и Транспортная прокуратура, которые ранее были в системе органов прокуратуры.

В Конституционном законе теперь отражена компетенция каждой из систем.

– Конституционным законом закрепляются три формы высшего надзора: проведение проверок, анализ состояния законности, оценка вступивших в силу актов. Что это обозначает?

– Данная норма коснулась изменений в части дополнения оснований проведения проверок. Прежними остались проведение проверок по поручению президента и Генерального прокурора.

При этом прокурор назначает и проводит проверку для защиты прав, свобод и законных интересов:

1) Лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою защиту;

2) Неограниченного круга лиц;

3) Лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий;

4) Субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность государственных органов;

5) Проведение проверок в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц. Этот пункт является новым.

Анализ состояния законности проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем изучения необходимых материалов.

Требования к проведению анализа остались прежними.

Еще одной формой надзора является оценка актов, вступивших в силу, которая осуществляется путем изучения правовых актов, нормативных правовых актов всех уровней.

– А кто будет этим заниматься, будут открыты новые должности при городской прокуратуре?

– Штат прокуратуры города позволяет осуществлять надзор в существующем количестве, при этом будет акцентировано внимание на нововведения.

– В отдельной статье уточнены права и обязанности проверяемых субъектов. Проясните этот момент.

– Это статья 19 Конституционного закона «О прокуратуре». Ею определены основные права и обязанности проверяемых субъектов, таких, как отказ в допуске к проверке лиц, не указанных в постановлении, или истечение сроков проверки и так далее.

Также закреплены обязанности проверяемых субъектов: обеспечение доступа к помещению и документам, относящимся к проверке, предоставление необходимой информации  и так далее.

– Что изменится с внедрением данного закона в деятельности прокуратуры, касающейся рассмотрения обращений граждан?

– Конституционным законом расширена норма по рассмотрению обращений. Теперь органы прокуратуры вправе рассматривать обращения, если защита этих интересов должным образом не обеспечивается уполномоченным органом, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, либо в случаях отсутствия такого органа.

Конституционным законом конкретизирован срок рассмотрения обращений, он составляет 15 рабочих дней со дня поступления обращения.

Если необходимо получить информацию из других государственных органов, срок рассмотрения обращения продлевается на разумный срок, но не более чем до двух месяцев.

В случае назначения проверки по обращению, сроки определяются с учетом времени проверки. Заявителю направляется промежуточный ответ. Окончательный ответ сообщается по результатам проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания.

– В каких случаях прокуратура рассматривает обращения граждан? И ожидаете ли вы, что с вводом Конституционного закона число обращений в прокуратуру от населения возрастет?

– Граждане всегда имели и имеют право обращаться в прокуратуру. Согласно законодательству, обращения, которые мы не имеем права рассматривать, перенаправляем в тот орган, в чью компетенцию это входит. Если уполномоченным органом должным образом не обеспечена защита и восстановление прав и законных интересов, то органы прокуратуры рассматривают такие обращения.

Сейчас в прокуратуру города от населения поступает много обращений, которые содержат признаки гражданско-правовых отношений. По таким обращениям граждане имеют право обратиться в суд.

Если в заявлениях содержатся признаки уголовного правонарушения, нами материал регистрируется в КУИ (в книге учета информации) и отправляется в соответствующий орган уголовного преследования.

Напомню, что прокуратура вправе рассматривать только те обращения, которые закреплены в Конституционном законе «О прокуратуре».

– Спасибо за беседу.

Елена ВОРОНИНА,

фото Марины КОЛЧАНОВОЙ