Самое большое впечатление на человека, впервые совершающего поездку по нашей республике, производит нескончаемость ее пшеничных полей. О величии казахстанской хлебной нивы говорил космонавт А. Леонов: «Только из космоса видно, какую надо выполнить гигантскую работу, чтобы поднять всю эту землю, засеять ее, вырастить и собрать урожай».
Об одном из таких людей хочется рассказать. Это Кутубаев Ермек Калиевич, который всю сознательную жизнь отдал земледелию. С осени до весны и с весны до осени неустанно трудился он на нелегкой земле целины во имя хлеба, чтобы вырастить его, большой и долгожданный.
Родился он в поселке Андреевка Федоровского района в 1939 году. Детство пришлось на военное время. Отца забрали на фронт, больше он его не видел. Начальную школу закончил в родном селе, а вот программу старших классов преподавали в соседнем селе Владыкинка. Отучившись полгода в новой школе, у Ермека умирает мама.
В 1954 году в поселке Андреевка работала группа целинников, куда и отправился он помогать и осваивать новое дело. Отучившись на курсах, Ермек Калиевич получил профессию тракториста-машиниста широкого профиля. После окончания курсов год работал помощником тракториста на старой технике. В дальнейшем Ермек Калиевич работал на разных марках тракторов: ДТ-54, ЮМЗ, МТЗ-8, К-700, комбайн СК-4.
1954 год знаменит освоением целинных и залежных земель. Прямым участником этого периода был и мой герой. Он вспоминает о первой борозде в степи, победы, поражения, радости и невзгоды.
Хлеб – категория нравственная, потому что никаким трудом не измеришь тревоги и бессонные ночи, ни в какую денежную сумму не вложить каждодневные заботы и хлопоты о хлебе.
Не всегда хватало знаний. Вот почему зимними вечерами сидел за специальными учебниками, чтобы больше знать, чтобы лучше понимать машины и землю. Вот почему в зимнюю стужу каждое утро, совсем еще затемно, уходил Ермек Калиевич из теплого дома в мороз, в степь. Он тракторист-машинист первого класса. Он сеял, обмолачивал разные культуры: пшеницу, овес, кукурузу, подсолнечник, и добивался больших урожаев.
Его труд государство оценило по достоинству. Был участником ВДНХ СССР и награжден серебряным знаком «За успехи в народном хозяйстве», имеет много медалей и благодарностей с занесением в трудовую книжку.
Ермек Калиевич награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденами Трудовой Славы второй и третьей степеней, орденом Ленина.
Ермек Калиевич – уважаемый человек на селе, он был депутатом сельского совета. После выхода на пенсию переехал жить в поселок Качар, где жили и трудились его дети, а их у него с супругой пятеро.
Кутубаев Ермек Калиевич по натуре скромный человек, немногословен и о своей трудовой жизни рассказывает коротко.
По труду и честь
Александр Поляков много лет отработал в Качарском карьере, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Перспективы Качарского месторождения считались сказочными. И было время, когда счастьем считалось попасть в посёлок Качар и иметь здесь жильё. Люди ехали со всех концов большой страны. Так оказался в посёлке и мой герой Поляков Александр Фёдорович, по профессии водитель.
Родился Александр Фёдорович в Челябинской области в посёлке Новый мир Троицкого района. Рос в дружной семье, в мужской компании с двумя братьями. Окончил школу, затем сельскохозяйственный техникум, отслужил в рядах Советской армии. После демобилизации отучился на шофёра и сел за руль.
Женился после армии в родном посёлке. С супругой Галиной Александр Фёдорович был знаком со школьной скамьи.
Решив не тратить время впустую, Александр Фёдорович ищет себе работу и находит её в посёлке Качар. По приезду туда получил однокомнатную квартиру, а после рождения сына в 1978 году двухкомнатную.
На первые автомобили БелАЗ, которые стали поступать в карьер, были подобраны самые достойные, лучшие по профессии. Среди них был и Александр Поляков. Работал водителем на всех марках БелАЗов от 40-тонника до 120-тонника. Набравшись опыта, был водителем-наставником.
Ремонт технологических автомобилей до 1958 года производился в тяжелейших условиях, на открытых стоянках. В людях в то время было много энтузиазма, молодого трудового задора. Они выполняли и перевыполняли производственные задания.
1986 год. Авария на Чернобыльской АЭС. В самые сложные минуты жизни страны Александр Фёдорович не остался в стороне. И в период восстановительных работ, в условиях тяжелейшей радиации выполнял свои обязанности. Эти четыре месяца оставили свой след в воспоминаниях.
В 1994 году у Александра Фёдоровича родилась долгожданная дочь Ксения.
В 2018 году герой моего рассказа уходит на пенсию. Александр Фёдорович серьёзный, требовательный и справедливый человек. За его плечами очень много заслуженных наград за добросовестный труд, в частности, за многолетнюю трудовую деятельность был премирован автомобилем «Жигули».
Анна ЛИТВИНОВА