Каждый социальный работник городской поликлиники №1 обслуживает, в среднем, 8000 человек

В канун Дня медицинского работника, который отмечается в нашей стране ежегодно в третье воскресенье июня, мы расскажем о тех сотрудниках городской поликлиники №1, которые зачастую остаются за кадром – о социальных работниках, чья деятельность очень многогранна и охватывает различные категории и группы населения.

Социальные работники приходят на помощь людям, которые остались один на один со своими проблемами, – это лица с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, малоимущие, немощные старики.

В городской поликлинике №1 работают девять социальных работников, они входят в состав отделения профилактики и социально-психологической помощи населению.

Заведующая отделением Татьяна Панина рассказывает:

– У каждого социального работника – свои участки, в среднем, по четыре-пять участков обслуживает один соцработник. На каждом участке населения, которому необходимы услуги социального работника, порядка 1700 человек. Соцработник отвечает за свое население, в которое входят: инвалиды, участники Великой Отечественной войны, одиноко проживающие, состоящие на диспансерном учете, онкобольные граждане, а также те, кто нуждается в оформлении инвалидности, прохождении медико-социальной экспертизы. Кроме этого, социальные работники разносят лекарства на дом тяжелобольным гражданам, выполняют скрининговую программу, то есть приглашают пройти скрининговое исследование.

Татьяна Панина отмечает, что текучести кадров в отделении нет: здесь работают люди со стажем. И за годы работы, сталкиваясь с тяжелыми судьбами, пронося их через себя, они не очерствели и не выгорели, сопереживая своим подопечным.

Шолпан Каримова работает социальным работником более восьми лет. Она убеждена, что не каждый способен прийти и остаться в этой профессии.

– Начинала работать в территориальном центре оказания социальных услуг «Мерей», в отделении оказания социальных услуг на дому, три года там отработала. Потом освободилось место в городской поликлинике, и устроилась сюда. А вообще, у меня педагогическое образование – учитель начальных классов, а по второму высшему образованию психолог. Мне нравится работать в поликлинике, во-первых, коллектив у нас хороший, замечательная заведующая Татьяна Александровна, которая всегда стоит за нас горой, – рассказывает Шолпан Каримова.

Собеседница отмечает, что деятельность соцработников весьма разнообразна.

– Мы работаем с инвалидами, с одиноко проживающими людьми. Пока не стала соцработником, даже не знала, что есть такой слой населения – одиноко проживающие граждане. Как с ними работаем? Если у человека есть статус одиноко проживающий, оформляем их в территориальный центр оказания социальных услуг «Мерей», где ему будут оказывать необходимую помощь. Обслуживаем пациентов, состоящих на диспансерном учете (с такими заболеваниями, как сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца). Редко, но сталкиваемся с группами населения, которые состоят на учете у психиатра, онколога, с ВИЧ инфекцией, имеют алкогольную или наркотическую зависимость, а также с неблагополучными гражданами, – поясняет Шолпан Каримова.

Социальные работники сопровождение людей с ограниченными возможностями, которым необходимо пройти реабилитацию: прием у врача, сдача анализов, сбор необходимых документов.

К соцработникам обращаются граждане, которые оформляют родственников в социальные учреждения (бывшие дома-интернаты для престарелых и инвалидов).

Много времени уходит на доставку лекарств, в частности, пациентам с сахарным диабетом, артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца.

– Работаем каждый день по восемь часов. Рабочий день у нас делится: с утра – в поликлинике, после обеда – посещение подопечных на дому, – говорит Шолпан Каримова.

Какая работа осуществляется с неблагополучными гражданами?

– Очень редко сталкиваюсь с такими ситуациями, с неблагополучными семьями работают социальные работники детской поликлиники, потому что в таких семьях, как правило, есть дети. Вообще, в любой ситуации, с любым пациентом нужно найти общий язык, беседовать доброжелательно, чтобы узнать: какая у человека проблема и чем ты можешь помочь. С обзорного анкетирования начинается беседа с каждым обратившимся к нам человеком. Если я могу оказать ему помощь в пределах нашей поликлиники, я это сделаю. И в основном все вопросы решаемы, человек уходит от нас спокойный, а часто и с благодарностью, – отвечает Шолпан Каримова.

А часто ли приходится сталкиваться с агрессией, недовольством пациентов?

– Нет, от моих подопечных такого не наблюдаю. Бывает, конечно, что возникает недопонимание или путаница с документами, это решаемо: разговариваем, успокаиваем человека, выясняем, в чем дело, и помогаем. Если не можем помочь, потому что это не входит в нашу компетенцию, подробно объясняем, что нужно сделать и к кому обратиться. Все, что от нас зависит, делаем, – рассказывает Шолпан Каримова.

Спросили собеседницу: в чем видите свою основную задачу?

– Оказать квалифицированную помощь и содействие всем, кто к нам обратился: будь то распечатка направления на сдачу анализов, запись к врачу, доставка/выписка лекарств или сопровождение по поликлинике, – ответила Шолпан Каримова.

За время, что работаем соцработником, конечно, в голову приходила мысль поменять сферу деятельности, тем более есть два образования.

– Часто об этом задумываюсь. Но мне комфортно здесь работать. Да, возможно, моя работа не всегда идеальна, бывает, могу что-то забыть, я же человек, не машина, но в основном в поликлинику прихожу с радостью. Я люблю свою работу. И что еще важно: мои подопечные, порой сами того не сознавая, дают мне подсказки в различных ситуациях, они дают мне мудрость, а я им – помощь, – говорит Шолпан Каримова.

Когда мы разговаривали с Шолпан Каримовой, к ней как раз пришла ее давняя подопечная инвалид второй группы Вера Муравьева. Вера Ивановна рассказала:

– Шолпан, мне кажется, самый лучший социальный работник, знакома с ней с 2015 года. Остальные тоже очень хорошие, но она – самая любимая. Шолпан – постоянная улыбка, постоянный позитив. Вроде идешь в поликлинику больной, а заходишь к ней в кабинет – и как рукой сняло. Она всегда нас поддерживает, помогает записаться к врачу, выписать рецепты. Всегда позвонит, если нужно пройти обследование. Бывает, сидишь в поликлинике, ждешь приема, и стало плохо, звонишь Шолпан, она тут же прибегает, отводит к врачу.

 

Елена ВОРОНИНА

газета «Рудненский рабочий»